Ведь это не только собрание стационарных экспозиций, здесь часто проходят и различные мероприятия: презентации книг, поэтические чтения, камерные спектакли, творческие вечера, мастер-классы и т.п. Музей устраивает выездные и обменные выставки, выпускает собственные издания, также в нем работает музейно-педагогическая мастерская «Сундук Шереметевского чердака». Тут предлагаются и образовательные услуги школьникам, студентам, педагогам, методистам и другим заинтересованным посетителям.
Квартира-музей Анны Андреевны Ахматовой в Фонтанном Доме расположена в центре Петербурга, в южном (или садовом) флигеле Шереметевского дворца, шедевра архитектуры русского барокко (ныне это памятник архитектуры федерального значения), принадлежавшего старинной семье графов Шереметевых. С этим дворцом связаны многие страницы истории русской культуры…
Само же пространство, окружающее музей, плотно насыщено исторической памятью. По соседству с его входом сохранились дома, где жили Некрасов (сейчас и там музей) и Салтыков-Щедрин, легендарный дом Мурузи, где в ХIХ-начале ХХ вв. жили Н. Лесков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, бывали первый муж Ахматовой Николай Гумилев и сама Анна Андреевна. Здесь, на Литейном, 24, с конца 1940-х вплоть до вынужденной эмиграции в 1972 году занимал свои «полторы комнаты» Иосиф Бродский. За углом Литейного проспекта и улицы Некрасова на бывшей Бассейной был Дом литераторов, где 11 февраля 1921 года на торжественном собрании в день памяти Пушкина Александр Блок произносил свою речь «О назначении поэта».
Флигель Фонтанного Дома (а он в то время назывался новый кухонный) был построен в 1845 году по проекту И. Корсини, а в 1911-1914 гг. М. Красовский надстроил третий этаж, где и располагается мемориальная квартира Анны Андреевны.
Музей Анны Ахматовой был открыт в 1989 году, к столетию со дня рождения поэтессы. Первоначально музей Ахматовой был открыт как филиал Литературно-мемориального музея Достоевского, но позднее выделен в самостоятельный музей.
На текущий год коллекция музея насчитывает порядка 50 тыс. единиц хранения. Помимо прочего в это число включены книги писателей Серебряного века с автографами, издания Анны Ахматовой, фотографии, рукописи (как самой Ахматовой, так и ее современников) и мн. др.
Коллекция М.С. Лесмана (редкие книги и рукописи поэтов ХХ в.), библиотека Анны Ахматовой, библиотека Иосифа Бродского, собрание графики и произведений прикладного искусства, принадлежавшее Л.Н. Гумилеву и его жене Н.В. Гумилевой-Симоновской, коллекция графики из собрания Н.С. Несмелова (виды Ленинграда-Петербурга 1930-1960-х гг.) являются уникальными коллекциями музея Ахматовой в Фонтанном Доме. А в качестве филиалов здесь действуют «американский кабинет» Иосифа Бродского и музей Льва Гумилева.
Фонтанка, 34 – не единственный петербургский адрес Ахматовой. Однако именно здесь она прожила большую часть своей жизни, и под многими ее стихотворениями обозначено точное место их написания – Фонтанный Дом. «Тридцать пять лет я прожила в одном из самых замечательных Петербургских дворцов… и радовалась совершенству пропорций этого здания 18 века», – вспоминала поэтесса.
В квартире Анны Андреевны Ахматовой царит дух первой половины XX века, этакой эпохи коммуналок, и в то же время величия и царственности. По всей квартире не закрытая до сих пор электропроводка, а газом и керосином здесь пахнет так, что кажется, будто в квартире все еще кто-то живет… Везде – подарки и сувениры из путешествий, портреты Анны Ахматовой кисти Зинаиды Серебряковой, Льва Бруни и Кузьмы Петрова-Водкина… Большой сундук, зеркало в раме, телефонный аппарат на стене в прихожей, утварь, баночки-скляночки – на коммунальной кухне. Лыжи и санки, шезлонги и чемоданы на антресолях в длинном коридоре, а на двери комнаты Ахматовой прикреплена подлинная записка от соседки, которая просит одолжить денег на хлеб. Слова, выведенные карандашом, от времени потускнели, но видно, что пишет она с ошибками. Далее помещение, которое с трудом можно назвать комнатой, от коридора оно было отгорожено занавеской, тут жил и готовился к поступлению в Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена сын Ахматовой Лев Гумилев (до 9 класса он учился в Первой школе города Бежецка, среднее образование завершил в Ленинграде в 1930 году). Но сыну расстрелянного «врага народа» получить сразу высшее образование было нельзя, сначала надо было поработать где-то. И Гумилев устраивается рабочим, потом коллектором в геологическую партию, потом работает санитаром на малярийной станции в Таджикистане. И только потом уже поступает на исторический факультет Ленинградского университета. Но окончить в срок университет ему не удается: в те годы постоянно проходили всевозможные чистки советских рядов, и постановлением комсомольской ячейки сын «врага народа» был признан «антисоветским человеком», недостойным обучаться в советском высшем учебном заведении. Вскоре его и арестовали, «за папу», позже был еще арест «за маму»… Небольшая тахта, покрытая желтым покрывалом, на которой лежат изготовленные вручную куклы, стол-секретер, прикроватный столик с чайником, небольшой витринный шкаф, пара стульев, образ Богоматери на стене в углу – такова обстановка кабинета Анны Андреевны.
Молодая сотрудница музея провела для нашей группы отличную экскурсию. Видно было насколько самой девушке близко и дорого то, о чем она рассказывает посетителям. Встречаются экскурсоводы, прекрасно владеющие материалом, без сучка-задоринки тарабанящие текст, но, пожалуй, таких как она, наш экскурсовод, тем более среди музейных работников нового поколения, буквально единицы.
Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме находится на набережной реки Фонтанки, 34, вход с Литейного проспекта, 53 (под арку). Музей открыт ежедневно кроме понедельника с 10.30 до 18.30. Стоимость билета для взрослого – 25 рублей, для школьников и пенсионеров – 10 рублей. Цены для иностранных граждан выше: в 200 рублей обойдется билет для взрослого посетителя, в 100 – для студентов и детей.
С более подробной информацией о музее на русском и английском языках можно ознакомиться на его официальном сайте: www.akhmatova.spb.ru.
Подготовила Наталья КОЛОБОВА
Фото Н. Колобовой: Думаю, наша экскурсия стала куда более интересной оттого, что ее провела эта молодая сотрудница музея. На снимке – кабинет Анны Андреевны.
Инфопресс №50