Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



Александр Колкер и Мария Пахоменко: по жизни с песней и любовью

Александр Колкер и Мария Пахоменко: по жизни с песней и любовью

На II международный фестиваль «Славянский свет», который 10 июля в Йыхвиском городском парке устраивает издательство «Инфоринг», прибудет немало знаменитых артистов. Одними из почетных гостей праздника станут композитор Александр Колкер и певица Мария Пахоменко, которые вот уже более пятидесяти лет составляют не только успешный творческих тандем, но и супружескую пару. Это Колкер написал такие эстрадные хиты, как «Долго будет Карелия сниться», «Качает, качает, качает», «Опять плывут куда-то корабли», и, конечно же, «Потому что на десять девчонок…». Это на его счету – музыка к знаменитым советским кинофильмам и мюзиклам. Это Пахоменко стала исполнительницей почти всех песен Александра Наумовича, это она в Каннах в 1969 году получила «Нефритовую пластинку», а в 1971-м первой из советских артистов привезла в СССР «Золотого Орфея» из Болгарии.

С ума свела длиннющая коса
В этом году Александр Наумович и Мария Леонидовна будут отмечать 52 года совместной жизни. Говорят, чувства со временем проходят, только не настоящая любовь. Сидим на веранде их усть-нарвской дачи, куда они меня любезно пригласили. Надо видеть с какой нежностью смотрит на супругу Александр Наумович, а с какой гордостью он о ней говорит…
«Наши с Машей дорожки в середине 50-х сошлись в молодежном эстрадном ансамбле Дворца культуры им. Ленсовета, одним из руководителей которого был я – начинающий композитор. Она после школы планирована поступать в институт иностранных языков, сдала экзамены, набрала проходной бал, но ее не приняли, сказав, что пятерки она получила не по тем предметам. Ей ничего не оставалось как подать документы в радиотехнический, и наш ансамбль стал для нее единственной радостью. Не знаю, какие мысли были в голове у Марии при нашей первой встрече, но я, увидев эту девчонку неимоверной красоты с длиннющей косой, «ухватился» за эту косу и до сих пор не отпускаю, – смеется Колкер. – Я на полном серьезе сказал себе: «От нее я не отступлюсь». Хотя у Маши было много ухажеров. Одни из них чуть меня не побили. Я шел к Марии домой знакомиться с ее родителями, а на лестнице рядом с ее квартирой стояли солдаты – поклонники, с папиросками, с бляхами на ремнях, наваренными свинцом. И когда они увидели меня – метр с кепкой – должна была разгореться драка. Но этого не допустила Мария Леонидовна, вовремя вылетевшая из квартиры как фурия… Она «отбила» меня у парней, они с позором бежали. А еще был такой случай… Мы уже были женаты, накопили денег и только-только справили Маше новое зимнее пальто с меховым воротником. Ехали в автобусе домой, она – в новом пальто, а на мне был такой беретик с пупочкой. За нами сидел какой-то подвыпивший гражданин. Увидев меня рядом с этой красавицей, он выпалил: «Ой, какой красивый еврейский мальчик, а какая у него пупочка…». Автобус подошел к остановке. Мария Леонидовна ни слова не говоря, вытолкнула меня из него в двери, молча врезала хаму между ног и вышла следом за мной. Двери закрылись, гражданин поехал дальше… Маша вообще мало говорит, но много делает (смеется)… Я не ошибся в ней, думаю, и она не ошиблась во мне. Мы ведь практически никогда не расстаемся, этому всегда способствовало и наше общее дело – я писал песни, Мария все мои «женские» песни исполняла. Попробовал бы я хоть одну из них отдать Пьехе, был бы семейный скандал (улыбается)… Но если серьезно, мы одинаково мыслим, одинаково воспринимаем какие-то вещи, нам одинаково что-то нравится и не нравится, при этом мы не надоедаем друг другу. Мы уже как один человек. Вместе прошли трудный путь, вместе стали набирать высоту. Ведь не сразу я смог сделать сочинительство музыки своей профессией, сначала работал инженером в одном из секретных ленинградских НИИ, окончив до этого Ленинградский электротехнический институт им. В.И. Ульянова (Ленина) по специальности автоматика и телемеханика. Но успевал в своем НИИ не только детали паять, но и музыку писать и бегать к Марии на свидания. У нас была номерковая система, на помощь приходил мой друг и соавтор Ким Рыжов, с которым мы и учились, и работали вместе. Следуя опыту старших товарищей, я завел два номерка и когда мчался к Маше с цветами, Ким, которому ничего не стоило охмурить табельщицу, рядом со своим вешал один из моих номерков. А потом настало время выбирать - быть инженером среди музыкантов, либо музыкантом среди инженеров. И я выбрал музыку…».

Разговоры да разговоры…
Несмотря на счастливую семейную жизнь, Колкера и Пахоменко раньше все время разводила народная молва.
«Ну не могли люди Маше простить того, что она вышла за меня замуж – такого шибздика, – с улыбкой объясняет Александр Наумович. – Но это их личное дело, а у нас дело свое. То, что мы 52 года прошли рука об руку, что у нас прекрасная дочь, уже взрослая внучка, говорит само за себя… Звонок, в трубке голос журналиста: «Вы что, развелись?». И это в 101-й раз. Поначалу я остро реагировал, начинал оправдываться, а потом придумал хороший ответ: «Да, развелись. Я женился на Пьехе, а Маша вышла замуж за Кобзона».
«А я всегда в таких случаях говорила, – вступает в разговор Мария Леонидовна, – что мои корни из Белоруссии, и там просто не принято расходиться, заводить романы на стороне. Наверное, поэтому Саша даже на курорты меня одну отпускал. Хотя всех всегда интересовало, как же он не боится, что я на месяц уехала одна, скажем, на Кубу…».

Мария Пахоменко-младшая
Дочь Наталья и внучка Мария Пахоменко-младшая – самое дорогое, что есть в жизни Александра Наумовича и Марии Леонидовны.
Наталья преподает в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, а 21-летняя Маша Пахоменко этим летом окончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Она уже успела проработать на «Радио России», снятся в эпизодах пяти художественных фильмов, в последнем из них, посвященном Анне Ахматовой, девушка сыграла пассию Гумилева, для этих съемок ей пришлось освоить верховую езду. Маша знает наизусть все песни Колкера и Пахоменко, играет на рояле и гитаре, прекрасно поет, уважает творчество Бориса Гребенщикова. Правда, музицировать вместе со знаменитыми бабушкой и дедушкой ей удается нечасто – только когда семью снимают телевизионщики. Тогда Александр Наумович наигрывает свои самые известные песни, а две Марии Пахоменко поют.

Колкер чуть не подрался с рыжим «Иванушкой»
В конце января телезрители могли видеть Марию Пахоменко в музыкальной передаче «ДОстояние РЕспублики», где она спела «Потому что на десять девчонок…» вместе с «Иванушками International». В июне эту запись повторили в выпуске, где были собраны лучшие номера этого шоу.
«Маша вышла и так зажгла, – говорит Александр Наумович. – Это она на Кубе научилась, не зря я ее туда отпускал (смеется). Мирошниченко с Донцовой то и дело шептались: «Смотри-смотри, как она танцует». А когда песня закончилась, «Иванушки» обступили Марию и стали обнимать, а рыжий еще и целовать. И тогда я ему сказал: «Мы с тобой сейчас стыкнемся». Теперь на концертах я рассказываю, что из-за Маши недавно чуть не подрался с рыжим «Иванушкой». Но это, конечно, шутка. Мне как автору, идея номера с «Иванушками» очень понравилась, ребята так здорово подпели. В знак благодарности я им подарил свою книгу «Лифт вниз не поднимает» с надписью: «Великим «Иванушкам» – талантам без сомнения, – желаю долголетия, в работе вдохновения. Плевать на всех завистников, плевать на кривотолки. Великая Пахоменко. Великий Саша Колкер».

«Лифт вниз не поднимает»
Книгу, которую Александр Наумович преподнес «Иванушкам», он написал лет тринадцать назад. Она получила широкое распространение – встретить ее можно и в Америке, и в Израиле, и во Франции, и в Германии.
«Книга читателям понравилась. Она целиком построена на юморе, в ней нет ни одного бемоля, ни одного диеза, – описывает свое литературное сочинение Колкер. – Речь в ней идет не столько про нас с Марией Леонидовной, сколько о людях, которые прошли через нашу жизнь. Например, есть глава о дирижере с мировым именем Евгении Мравинском, его дача была тут, напротив нашей. А глава о моем учителе – композиторе Василии Павловиче Соловьеве-Седом – называется ВПСС. Главу о Маше я назвал «Зачем вы, мальчики, красивых любите?». А название всей книги привез из Одессы. Я как-то жил там, в гостинице «Лондонская», лучшей в городе. В холле рядом с лифтом увидел надпись «Лифт вниз не поднимает».

Эстония – второй дом
Дачу в Усть-Нарве Колкер и Пахоменко приобрели 35 лет назад. И начиная с 1975 года, именно здесь Александр Наумович писал все свои произведения. В усть-нарвском доме было написаны и мюзиклы «Труфальдино из Бергамо», «Трое в лодке, не считая собаки», «Волшебная сила искусства», «Свадьба Кречинского», ставшие уже классикой, и новый мюзикл «Гадюка» по одноименной повести Алексея Толстого, недавно поставленный в Новосибирском театре музыкальной комедии, за который Колкер был удостоен высшей театральной награды «Золотая маска».
В Усть-Нарве был написан и не раз звучавший в телеэфире в исполнении Александра Колкера и Марии Пахоменко романс «Воспоминание» на стихи их соседки по даче Евгении Шемариновой.
«Когда я увидел ее стихотворение, не отошел от инструмента пока не положил его на музыку (в Йыхви мы этот романс исполним). Точно так же было и с песней «Карелия». Мы приехали туда на гастроли, в город Сортавала, нас просто поразила фантастическая, колдовская карельская природа. Ким Иванович побежал на озеро, пока никто не видит, закурил (а ему курить нельзя было), и вернулся оттуда с изумительными стихами, я же с аккордеоном заперся в ванной и не вышел оттуда пока не написал к ним музыку. А вообще-то у меня есть очень строгий судья, – указывает Александр Наумович в сторону супруги. – У Маши – абсолютный слух и когда я напишу что-то, первым делом обращаюсь к ней за советом».
А еще восемь лет подряд Александр Наумович и Мария Леонидовна входили в состав жюри международного фестиваля русского романса, которому свое имя дала Изабелла Юрьева, организуемого в Таллинне по инициативе Ольги Бундер.
«Эстония для нас давно стала второй родиной, вторым домом», – без преувеличения говорят композитор и певица. Возможно, именно поэтому они с радостью согласились участвовать в нашем фестивале.

Самое дорогое звание – жители блокадного Ленинграда
Летом прошлого года Александру Колкеру было вручено удостоверение и орден почетного гражданина Республики Карелия. Это звание присуждается за особые заслуги перед республикой. Безусловно, Колкер (а он стал первым петербуржцем, удостоенным этого звания) награду получил за музыку к песне «Карелия», написанную еще в 1963 году и до сих пор считающуюся лучшей про Карелию.
У Колкера и Пахоменко – множество различных наград и званий. Но по их собственному признанию, самое дорогое – это звание жителей блокадного Ленинграда. Блокаду они пережили будучи детьми, то страшное время до сих пор не вспоминают без слез. В семье Марии Леонидовны было четверо детей, Александра Наумовича – трое, их отцы, не щадя себя, всю блокаду работали. Поэтому и песни о войне имеют для них особое значение.
«В середине 70-х мы были на гастролях в Чехословакии, как раз попали на День авиации, – рассказывает композитор. – И там на концерте я исполнил свою песню из кинофильма «Хроника пикирующего бомбардировщика», который вышел на экраны в 1967 году, «Туман, туман – слепая пелена. И всего в двух шагах – за туманами война…». После концерта ко мне подошел трижды Герой Советского Союза, летчик-ас, Маршал авиации Иван Кожедуб. Он снял с мундира орден Красной Звезды и протянул его мне со словами: «Саня, ты написал правдивую, душевную песню, которую советские летчики с восторгом приняли за свою».

Первее Пугачевой
Хотя Мария Леонидовна к своим многочисленным заслугам относится спокойно, об одной из них умолчать нельзя. Мария Пахоменко стала первой из советских артистов эстрады, кто удостоился «Золотого Орфея» – в Болгарии в 1971 году ей присудили гран-при этого международного конкурса. Однако многие считают, что первой «Орфея» в Союз привезла Пугачева. Но та удостоилась первого места конкурса лишь в 1975-ом.
Завоевав гран-при, Пахоменко тут же позвонила в Москву, в министерство, и на радостях закричала в трубку: «Ура! Гран-при! Гран-при наш!». Дежуривший на телефоне клерк ответил: «Чего кричишь? Гран-при, гран-при… А где первая премия?».
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева хотела украсить статуэткой «Орфея», завоеванной Пахоменко, свой кабинет. Но певица награду чиновнице не отдала: «С тех пор «Орфей» стоит у нас дома. И до сих пор многие спрашивают, из чистого ли он золота, даже как-то из обкома партии звонили и, смущаясь, тоже этим интересовались. На что Саша всегда отвечает: «Четыре с половиной килограмма чистейшего золота. Прошу предоставить охрану».
Ну а Александра Наумовича тогда с супругой в Болгарию не выпустили, он остался дома, в Ленинграде, названивал в Министерство культуры, в Варну, дежурил у телевизора.
«Вышла. В длинном платье с вологодскими кружевами, его Маше специально для конкурса на «Ленфильме» сшили, волосы водопадом (это ей кто-то подсказал косу распустить, у всех участников было по целому штату помощников, а у Пахоменко никого). По сравнению с остальными, выступавшими в мини, это был такой контраст. Не удивительно, что Маша произвела фурор: жюри, целиком состоявшее из мужчин, сразу же оживилось», – вспоминает Колкер.

«Обыкновенная баба»
Александр Наумович и Мария Леонидовна объехали полсвета. Бывали с Гагариным в Комсомольске-на-Амуре, когда Хрущев наградил этот город орденом Ленина. Тогда все население высыпало на берег, взобралось на крыши домов, чтобы увидеть космонавта. А когда шли по Енисею, Колкер написал песню «Опять плывут куда-то корабли», и песня в прямом смысле тут же уходила дальше – к судну, на котором плыли артисты, швартовались другие суда и переписывали ее.
Недавно супруги вновь были с концертом в Сочи. «Выдался очень жаркий день, – рассказывает Александр Наумович. – Маша давала концерт в Летнем театре в парке им. Фрунзе. После выступления подали машину, мы быстро прыгнули в нее, а отъехать не удается – публика обступила авто. Один смелый мужичонка прыгнул на капот, уперся носом в лобовое стекло и рассматривает Машу. Стоящие вокруг дамы спрашивают его: «Что ты там видишь? Пахоменко сидит в машине? Ну не томи…». Он смотрел, смотрел сквозь тонированное стекло, повернулся к толпе, развел руками и сказал: «Да она – обыкновенная баба…».

Выхожу замуж, вышлите денег
Мария Пахоменко – артистка поистине народная и не только по званию. Ну в чей еще адрес приходили такие письма? «Многоуважаемая Мария Леонидовна! Вчера решил купить катер с мотором. В нашем городе ходят легенды о вашем бескорыстии. Прошу прислать две тысячи рублей. Если это вам сложно, пришлите тысячу, а тысячу будете должны». Или: «Выхожу замуж за старшего лейтенанта. Прошу выслать деньги на белую кофточку и черную юбку Мой размер 42-й». «А что в мой адрес писали, – со смехом добавляет Колкер. – «Муж моей любимой женщины, я сейчас служу в армии, но когда выйду, первым делом отрежу тебе шнобель, я услышал, что ты бьешь мою Марию».
 
Увидимся в Йыхви
На «Славянском свете» сначала будет выступать Александр Колкер. Он исполнит все свои знаменитые мелодии. Следом выйдет Мария Пахоменко. Наверняка публика на ура примет песни «Сладка ягода», «Подсолнухи», «Чудо-кони», «Лучше нету того цвету», «От разлуки до разлуки», «Разговоры да разговоры». Прозвучат и другие песни, в их числе и недавно появившаяся в репертуаре Пахоменко «Ленинградские девочки», победившая на конкурсе к 60-летию Победы, на музыку омского композитора Александра Зобова и стихи Виктории Луговской.
Наталья КОЛОБОВА
Фото автора и из семейного архива Колкера-Пахоменко
Инфопресс №27

Возврат к списку