Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



Кружево, кружево…

Кружево, кружево…

Кружево, плетеное на коклюшках, существует уже около пяти веков, но в Эстонии оно возродилось лишь в начале 90-х годов XX века. И произошло это благодаря Ольге Кублицкой, профессиональному мастеру по плетению кружева, в свое время окончившей Школу мастеров художественного плетения кружев на коклюшках при Вологодском кружевном объединении «Снежинка» и обучавшейся в кружевных школах Голландии, Германии, Франции. Ольга является членом Республиканского общества рукоделия и Международной ассоциации коклюшечного и игольного кружева, куда входит более 60-ти стран, среди них и такие отдаленные от Европы, как Австралия и Япония, а Ольга представляет в ней Эстонию. Еще она руководит Нарвским клубом рукоделия и Гильдией кружевниц Эстонии, единственной в нашей стране. А кружевная мастерская Ольга Кублицкой, настоящая сокровищница кружева, также единственная в Эстонии, расположилась в Северном дворе Нарвского замка, который завтра, 21 мая, вновь распахнет свои двери для посетителей.

- Ольга, каким образом ваша судьба переплелась с кружевным искусством?
- Это я расцениваю как знак свыше. Так получилось, что, будучи старшеклассницей, я с родителями переехала в Вологду. Мой папа – военный, и мы часто переезжали с места на место. И когда я пришла в Вологодский краеведческий музей, увидела там кружево, которое никогда раньше не видела воочию, мне настолько оно понравилось, что я твердо решила научиться его плести. Я стала узнавать, со скольки лет девочек обучают кружевоплетению, выяснилось, что с 12-ти, а мне на тот момент было 14, и я еще подходила по возрасту. Так я поступила в Вологодскую школу кружевоплетения и окончила ее под руководством мастеров высокого класса через два года одновременно с общеобразовательной школой. Но тогда я еще не думала серьезно заниматься кружевоплетением, хотя совсем это занятие оставлять не хотелось, и я, поразмыслив, поехала поступать в Ленинградский технический университет на дизайнерский факультет с мыслями, что буду на компьютере делать рисунки для плетения кружева. Но потом поняла, что это просто невозможно, ведь кружево – старинное искусство, и, чтобы сохранить его подлинную технику, все должно быть сделано вручную, начиная от рисунка будущего изделия. После окончания университета я вышла замуж и переехала в Эстонию, в Нарву. Вот так с 1990 года я начала популяризировать и развивать здесь плетение кружева на коклюшках, которое в Эстонию еще в 16-м веке привезли шведки, переселившиеся на острова Вормси, Кихну и Рухну. И именно они ввели моду на то, что стали плестись кружева к эстонским национальным костюмам. Конечно, многое было заимствовано из шведского рисунка, но, тем не менее, в костюме каждого региона Эстонии был свой рисунок кружева. После Северной войны эстонские шведки отсюда уехали и вплоть до 90-х годов прошлого века в Эстонии кружево вообще не плели (!). Может быть, только отдельные рукодельницы в нашей стране сохранили это умение. Но и то вряд ли, потому как с отъездом шведок кружево на национальных костюмах стали вязать крючком. Но очень приятно, что сейчас ко мне приезжают работники музеев из разных уголков Эстонии, привозят иллюстрации костюмов своего региона, я им отрисовываю схемы, обучаю плетению, и они уже либо сами плетут, либо просят мастера восстановить для костюмов кружева.
- Сегодня вы популяризируете кружевное искусство в Эстонии, да и далеко за ее пределами.
- Да, я рассказываю людям о кружевоплетении, провожу выставки и всех желающих обучаю плести кружево на коклюшках. К настоящему времени я обучила более 500 человек, провела различные мероприятия во Франции, Германии, Голландии, Бельгии, Швеции, Финляндии, Исландии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, России. В каких-то странах с мастер-классами, семинарами и выставками бывала по несколько раз. На днях опять поеду во Францию на международный фестиваль кружева, участие в котором примут более тридцати стран. (На момент подготовки и выхода номера Ольга была уже во Франции. – Н.К.).
- Знаю, что на подобных мероприятиях вокруг вас собирается очень много не только любителей, но и истинных профессионалов. А еще вы даже с президентом Франции общались.
- Да, было дело (улыбается). В Европе высокие государственные деятели очень ценят подобные мероприятия, потому с удовольствием их посещают. И Николя Саркози не стал исключением. На том фестивале он спокойно общался с нами, мастерами. А вообще моих коллег из других стран привлекает в моем мастерстве то, что я окончила русскую школу кружевоплетения, живу в Эстонии и знаю здешние особенности кружева, к тому же училась в разных школах Европы. Ну а кроме того, владею и другими техниками рукоделия.
- А когда вы организовали собственную мастерскую в Северном дворе?
- Это свое место у меня получилось найти не сразу. Когда я приехала в Эстонию, потихонечку начала проводить обучение, курсы. Все это поначалу было на голом энтузиазме. А к 2000 году я поняла, что созрела для того, чтобы создать собственную организацию, к тому времени я уже стала членом Республиканского общества рукоделия и подумала, что организовать свою студию кружевоплетения в Ида-Вирумаа, в Нарве, может быть моим шансом заниматься этим делом профессионально. К тому времени в Нарвском замке как раз восстановили Северный двор, где в период Северной войны располагались ремесленные мастерские.
- А вам не кажется, что в других европейских странах такие занятия ценятся гораздо больше, чем у нас?
- Конечно. В Европе очень трепетно относятся к любому ручному творчеству, кружевом просто восхищаются, а у нас это дело приходится буквально пробивать, доказывать его необходимость, выбивать на это средства. Но я пишу проекты в разные фонды, слава Богу, получаю оттуда поддержку. И Нарвский музей, и город идут мне навстречу. А еще меня очень радует то, что с каждым годом кружевоплетение в нашей стране действительно приобретает все большую популярность, все больше людей хотят научиться этому. Много и желающих приехать в Эстонию, посмотреть мою школу кружевоплетения, мастерскую, выставки.
- Люди, которые хотят обучиться кружевоплетению, в частности у вас, сколько должны выкроить для этого времени?
- Основной курс состоит из 16-ти занятий, по два-три часа каждое. Он растянут на четыре месяца, занятия проходят раз в неделю. На них мы проходим все основные элементы кружевоплетения. После этого курса человек уже готов к тому, чтобы самостоятельно выплести какой-то не очень сложный рисунок.
- Ваши курсы проходят ведь не только в Нарвском замке?
- Также в Йыхви, в помещениях тамошнего Центра культуры и интересов (в Концертном доме), в Таллинне. В Таллинн на мои занятия приезжают даже финские кружевницы. Разработаны у меня специальные программы и для детей: для школьников разного возраста, для детсадовцев. Есть отдельные каникулярные программы.
- Слышала, что и мальчики с удовольствием приходят к вам и плетут кружево.
- Да. У нас почему-то это вызывает улыбку, недоумение, но в Европе вообще многие мужчины занимаются плетением кружева. Мужчины там пропагандируют это искусство, выступают преподавателями. Таких мужчин много даже в недалекой от нас Финляндии, а председатели кружевных ассоциаций Франции, Хорватии Бельгии – тоже мужчины. Во многих европейских семьях принято: если мама или бабушка что-то умеют делать, то и дети – и мальчики, и девочки – тоже должны это уметь. В наших семьях подобное – редкость.
- Давайте вернемся к истории возникновения плетения кружева на коклюшках. Почему-то многие уверены, что это исконно русское искусство.
- Нет. Кружево – европейская техника. В 16-м веке она была впервые открыта в Италии в связи с тем, что был изобретен станок для производства металлических булавок, с помощью которых коклюшечное кружево закрепляется на подушке, где оно и плетется. А до этого существовало только кружево, шитое иглой. Называлось оно «обрано», что в переводе на русский означает «стежок в воздух», то есть раньше кружево создавалось без основы. И во всем мире принято считать настоящим кружево либо то, которое шито иглой, либо плетенное на коклюшках. Все остальные техники, которые создавались вплоть до сегодняшнего дня, представляют собой имитацию кружева.
В Россию же кружево пришло только в 19-м веке. Сегодня там насчитывается несколько кружевных центров. Каждый сразу же назовет Вологду. Вологодское кружево – у всех на слуху, и действительно оно известно во многих странах мира благодаря тому, что вологодцы очень хорошо развивали свою марку. Популяризировать себя активно они стали после окончания Великой Отечественной войны. Вологодские кружевницы вывозили свои работы на различные международные конференции, фестивали, выставки, получали там призы за создание рисунка. И заработали себе такой хороший имидж. Но очень ценится и михайловское кружево (его плетут в Рязанской области и оно не белое, а цветное), елецкое, киришское. Есть кружевные центры в Балашихе, Кукарке.
- А есть ли какие-то особенности у русского кружева и у европейского?
- Да. Более того, в каждой стране у кружева своя особенность. Хотя техника везде одна и та же. Существует всего четыре элемента и два приема. Но если плетут, к примеру, цветок, то именно тот, который растет в данной климатической зоне. Для того же вологодского кружева характерны елочки, снежинки. В старину их даже с морозного оконного стекла срисовывали и по ним плели узоры. И только по одному узору профессионал сразу может определить, в какой стране было выполнено изделие.
- Для меня было шоком узнать, что небольшой кружевной шарфик может делаться месяца три. И это при том, что работать нужно пять дней в неделю по восемь часов. Можно себе представить, сколько он стоит…
- Кружевной шарфик стоит под тысячу евро. Это его реальная цена. И есть немало людей, которые понимают, что это именно настоящее кружево, а не какая-то имитация, и ценят это.
- А можно ли научить любого желающего отличать настоящее кружево от имитации?
- Конечно. Чтобы это понимать, достаточно пройти несколько занятий, немножко обучиться технике плетения кружева и тогда сразу же будет видно: вот это кружево, плетенное на коклюшках, а это машинное.
- Машинное кружево? Есть такое понятие?
- Да, но это тоже имитация кружева. Машина может сделать не все элементы, и кружево получается не таким красивым и изящным, как если плести его вручную. А если это изделие, то выполненное на машине имеет швы, а на коклюшках платья, жилеты выплетаются безо всяких швов.
- Несмотря на то, что кружево дорого стоит, иногда в секонд-хенде можно найти самые настоящие кружевные изделия…
- В барахолки действительно попадают очень дорогие вещи – старинные, ручной работы. Жаль, у меня нет времени ходить и выискивать их там, а мои коллеги или ученики частенько приносят и показывают кружево, купленное в секонд-хендах буквально за копейки. Но попадает оно туда от незнания людей. Даже продавцы в этих магазинах не понимают, насколько дорого оно стоит. Так что ценителям искусства есть смысл пройтись по нашим магазинам б/у вещей. А вот на блошиных рынках в Европе настоящее кружево по бросовым ценам уже не купишь. Там понимают, что это такое. Когда иностранцы заходят в мою мастерскую, буквально в ладоши хлопают. Наши же люди, к сожалению, в гораздо меньшей степени это ценят. Но я и занимаюсь тем, чтобы как можно больше людей увидели, услышали и поняли, насколько ценно и прекрасно кружевное искусство.

До 1 сентября, пока Северный двор Нарвского замка открыт для посещения, каждый день (включая субботу и воскресенье) можно посетить кружевную мастерскую Ольги Кублицкой. Вход – по билету замка. Но возможно посещение ее мастерской и в другое время, только предварительно нужно договориться с Ольгой о визите. А связаться с ней можно через Нарвский музей. Кстати, Ольга будет принимать участие и в большой ярмарке ремесленников на нашем фестивале «Славянский свет», который состоится 9 июля в старинном йыхвиском парке, так что пообщаться с кружевницей можно будет и там.
Беседовала Наталья КОЛОБОВА
Фото из личного архива Ольги Кублицкой
Инфопресс №20


Возврат к списку