Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



Зазеркалье Светланы Ветровой

Зазеркалье Светланы Ветровой

Кукольный мир - это такое сказочное местечко, куда вход разрешен только людям с добрым и чутким сердцем. Этот мир защищен от непогоды, бед и напастей особой аурой – сказочной, волшебной. Время в этом мире пластично. А может, его и вовсе нет? В нем нет времени в нашем обыденном, человеческом понимании. Примерка бантика на голову кукле может занять три часа, если мы, конечно, возьмем человеческое временное измерение. А сколько это занимает в кукольном мире?..
После встречи со Светланой Ветровой, кукольницей, волшебницей, жизнерадостным и добрым человеком, я, кажется, нашла ответ на этот вопрос. Время в кукольном мире измеряется в шляпках и сумочках, башмачках и платьицах. Трехчасовая примерка бантика становится калейдоскопом самых разнообразных чувств со знаком плюс. Погружение в работу – это отдушина для мастера, его хорошее настроение, теплые эмоции. 
Однако теперь Светлана получает удовольствие не только от изготовления кукол, а еще и обучая этому мастерству других. Попробовав себя в роли преподавателя, Светлана поняла, что получает колоссальное удовлетворение, делясь секретами мастерства со своими подопечными и наблюдая за их прогрессом. Вот уже два года она ведет курсы в Центре творчества для взрослых при Кохтла-Ярвеском Доме культуры и мастер-классы в таллиннском Доме авторской куклы. И признается, что даже не подозревала, что может испытывать такую гордость за результаты своих учеников. 
Мы беседуем со Светланой Ветровой в Белом зале, где недавно проходила выставка работ ее учениц. Куклы еще не разъехались по домам и внимательно прислушивались к нашему разговору.
 
- Светлана, кукольному мастерству можно научить любого?
- Можно расписать пошагово что и как делать. Некоторые так и остаются в этих рамках, не понимая, что можно отойти от инструкции и сделать, например, стежок в другую сторону. Загораются этой идеей, что-то делают, но потом понимают, что получается скучно, расстраиваются и свои попытки на этом заканчивают. Все-таки, чтобы заниматься куклами, нужна творческая жилка. 
- С какой целью приходят к вам учиться?
- В основном идут, потому что им понравились мои работы, также - это те, которые видели каких-то кукол на выставках или где-то еще, им это интересно и хочется попробовать самим, прикоснуться к этому миру. Время от времени я веду мастер-класс в Таллинне. И мне очень приятно сказать, что записываются не просто на изготовление куклы, а конкретно ко мне, потому что, оказывается, я умею очень хорошо преподавать, доступно и детально объяснять. А я и не знала! И раз людям нравится, это же здорово, от этого сразу настроение поднимается! 
- С чего обычно начинают ваши ученики? Какой получается первая кукла?
- Изначально делают красивую куклу с пышными волосами и большими раскосыми глазами. Наверное, такой образ идет из детства. Но со временем проявляют фантазию и создают очень интересные, необычные куклы. 
- На сколько рассчитаны ваши курсы?
- По плану курсы рассчитаны на год. Мои ученицы отзанимались год, и решено было продолжить занятия. В первый год мы знакомились с самой куклой, учились делать текстильные лица, каркас, парики, обувь. И имея начальные знания, можно было начинать обучение более сложному. На второй год мы уже занимались в технике грунтованного текстиля, шарнирными текстильными куклами, учились делать папье-маше, скульптурную куклу. Занимаемся мы два раза в неделю по три часа. Своим ученикам я объясняю технику изготовления, даю идею, а образ куклы они придумывают сами. Самое драгоценное - это их фантазия. Вот вы видите их работы, куклы у всех получились замечательные, эту выставку можно куда-то вывезти и представить, и мне не будет стыдно за своих учениц.
- Были среди ваших учениц такие, которые боялись, что у них ничего не получится?
- О, все говорят, что не получится, когда приходят. Я показываю образец, говорю, что будем с вами учиться делать такую работу. А они: «Мы такого никогда не сделаем!» Но потихоньку, потихоньку… 
- Чему вы учите в первую очередь? 
- Терпению и аккуратности! Сделать куклу – это очень кропотливая работа. Когда на одном из первых занятий в Центре творчества я показала ученицам небольшую ножку от куклы, сказав, что на нее у меня ушел метр синтепона, они не поверили! Но ведь важно научиться правильно набивать. Не просто так синтепон запихнуть, есть специальная техника. Тогда ножка получится гладкой, без всяких бугров. Для этого нужно терпение! Но поначалу об этом не задумываются, и некоторые все-таки торопятся. «Все, хватит!» - и тогда нетерпение переходит в неряшливость. 
- А выкройки кукол сами делаете? 
- Сама, благо, рисовать умею. Тут главное - соблюсти пропорции. Ученики сами выкройки не делают. 
- Прежде чем куклу отшить, ее надо нарисовать?
- При работе я сама не рисую на бумаге, а ученицам говорю, что рисовать - это нормально. Кто-то вообще без эскиза работать не может. Но так как я учу тому, что сама умею, как сама работаю, то и мои ученики эскизы не рисуют. Но в процессе урока я обязательно рисую, если что-то непонятно, чтобы они наглядно увидели, как, допустим, расположить волосы, в какую позу куклу лучше поставить. 
- Почему куклы такого размера? Скажем, не побольше или поменьше?
- Все просто - я учу на том размере, который нравится мне, но никогда учеников не ограничиваю. Пожалуйста, делайте другие. Но практика показывает, что неважно, какая у тебя кукла - большая или маленькая, все равно времени затрачиваешь одинаково, а порой на маленькую уходит даже больше.
- А какие используете инструменты, кроме иголки? Только руки?
- Если делать текстильную куклу, то руки, иголки, кисти, шило. Если лепишь руками, то нужен набор инструментов: всевозможные скальпели, лопатки. Если хочешь научиться хорошо лепить, нужен хороший инструмент. Пластмассовыми лопатками не получится!
- Кукла ученика считается авторской?
- Пока ученик учится на мастер-классе, работает с готовыми выкройками, делает кукол под присмотром мастера - то это кукла ручной работы, выполненная по мастер-классу. Как только ученик найдет свое лицо, свой стиль, какую-то отличительную, узнаваемую фишку, разработает свои личные выкройки, то тогда его кукла будет считаться авторской. Ведь авторская кукла - это второе «я» художника. Это его особое видение. Авторская кукла выполняется в единственном экземпляре, она уникальна и в этом заключается ее интерес
- А в чем изюминка ваших кукол? В чем их отличительная черта?
- Каждого мастера отличает именно свой почерк в лепке. Моих кукол также сразу узнают по особой манере росписи лица. К примеру - глаза. Я расписываю глаза сама и делаю так, что кукла на тебя и смотрит, и не смотрит. Это важно, потому что если кукла целенаправленно на тебя смотрит, с ней потом сложно ужиться. Все-таки она должна быть с неуловимым взглядом. Есть разные способы добиться такого эффекта. Я очень люблю наделять кукол бантами, обожаю разные шляпки, сумочки. Куклы у меня в основном получаются задумчиво-грустные, притом что я довольно жизнерадостный человек. И грустные они у меня не так, что их хочется обнять и плакать, они скорее меланхоличные, сами в себе. Возможно, это такой своеобразный баланс. Также из отличительного… я никогда не делаю страшных кукол. Не могу. Я сразу думаю: а захотела бы я ее к себе домой? Кукла все-таки должна иметь такую энергетику, чтобы ее хотелось взять и больше с ней не расставаться.
- Кукольное дело - это затратное хобби? 
- Да, конечно. Я всегда говорю, что из плохого материала хорошую куклу не сделаешь. Для качественной работы нужен качественный материал. Если делаешь работу из текстиля, нужно приобрести хороший трикотаж. Он ведь тоже разный бывает. Если из кожи, то она должна быть тоненькая, мягкая, как лайковая. Если хочется сделать какой-то нестандартный образ, а материалов здесь не найти, то нужно ехать, например, в Россию. И потом, не купишь же 20 см одного и 30 см другого. Нет, ты берешь метр того и два метра этого. В итоге получается достаточно большая сумма.
- Расскажите о ваших ученицах.
- Работы Тани Йост всегда сделаны аккуратно и скрупулезно, и это мне очень нравится! Ее куклы получаются сказочными, милыми, добрыми и нежными. 
Герри Оргма любит создавать куклы в стиле хоррор. Она всегда знает чего хочет, какая будет работа. Герри делает вещи в стиле стим-панк: брошки из молний и всяких компьютерных штук. А вот ее работа «Слезы Богов». Так как она умеет прекрасно вязать, я предложила ей применить это умение в платье для кукол, попробовать связать из тонкой проволоки. Она связала отделку платья из металлической нити, вставляя туда бусины. Очень кропотливая работа! Но она быстро делает!
Ирина Михайлова – у нее очень эмоциональные куклы. Интересные персонажи придумывает, и куклы получаются такие характерные, веселые! 
Из Силламяэ ездит Катя Потанина. Замечательная ученица! Все делает очень аккуратно. Хорошо подбирает ткани по цвету. Очень вдумчиво относится к выбору костюма.
Ольга Бандур любит все изысканное, спокойное и утонченное. Вот и вылилась ее любовь в две куклы: маркиза и даму. Все сама расшивала. Мои опять же только штрихи. 
Нина Николенко замечательно шьёт костюмы. Очень старательная ученица. Моментально всему учится.
Анастасия Ари, очень ответственная и прилежная. Работать с ней одно удовольствие. И образы придумывает интересные, ткани и аксессуары всегда выбирает очень красивые. Ее куклы очень нежные.
Лара Хямеляйнен всегда удивит необычным образом. Интересные придумывает костюмы, ее кукла "Коза" одна из наших любимиц. И кукла "Розовый кварц" сделана отлично!
Куклы Ольги Полуп всегда тщательно сделанные, аккуратные.
Вообще, все мои ученицы замечательные. Работать с такими увлеченными людьми одна радость. 
- Кукла - это психологический портрет автора?
- Можно сказать, что да. А можно сказать, что работа над куклой - это сознательный уход в другой мир, своего рода самозащита от мира внешнего. Мне, например, там очень хорошо. Я в куклах отдыхаю, это моя отдушина. Теперь даже не представляю, что бы без них делала. Вот сейчас с вами разговариваю, а мысли у меня о той работе, той кукле, что стоит дома, как я буду делать ей туфельки... Я могу три часа делать одну туфельку. Копаюсь в этих тряпочках, настроение такое хорошее, и время течет незаметно. Это настоящий отдых для меня! 
- Меняются ли ваши личные пристрастия в кукольном деле?
- Да, конечно. Например, еще до того, как начала преподавать, я отошла от текстильных кукол. Но когда начался процесс обучения, я открыла для себя текстильную куклу заново и работаю с ней с огромным удовольствием! Принято считать, что текстильная кукла - это игрушки, низшее звено. Высшее – куклы фарфоровые. Захотелось переломить этот стереотип. Если раньше у меня были характерные лица, острые глаза, то теперь наоборот - хочется делать взгляд помягче, лица более изысканные. Если прежде в основном делала мальчиков, то сейчас делаю девочек. 
- Есть что-то, что вы еще не освоили в кукольном деле?
- Ну, не освоила я еще многое! Например, резать из дерева. Сейчас среди кукольников прямо бум пошел на деревянные лица. Фарфоровая кукла - но для этого нужна отдельная мастерская. Представьте, чтобы сделать фарфоровую куклу, надо сначала слепить заготовку из пластилина, отлить форму в гипсе, из гипса вынуть форму и отлить в фарфоре, обжечь в специальной печи. И потом, если бы мне это очень нравилось, то тогда я бы этим занялась. А так… здесь есть нюанс: в лицах из дерева и фарфора не передаешь тех эмоций, которые я хочу придать кукле, когда леплю лицо сама.
- Был ли какой-то забавный случай, связанный с куклами?
- Да, забавный случай расскажу. Была моя персональная выставка кукол в таллиннском Доме кукол. Выставка длилась все лето. Так вот, раздается звонок по телефону. Работница Дома говорит: «Светлана, вы не поверите! Пришла мама с дочкой посмотреть выставку, москвичи. Девочка - вылитая ваша кукла! Ну просто вылитая! Я подошла и просто в ступоре встала. А потом мать поворачивается ко мне и спрашивает, чья это работа, я и говорю, мол, это наша эстонская художница Светлана Ветрова. А она: «...наша фамилия Ветровы!» Вот как бывает... 
- Есть ли у вас мечта?
- Не могу сказать, что мечта, но есть мысль, к которой я периодически возвращаюсь – иметь собственную галерею. Мои куклы расходятся по людям, уезжают в другие страны. С некоторых пор я стала какие-то работы оставлять себе, не продавать их, собирать собственную коллекцию. Но куклы не должны жить у меня в коробках – их должны видеть люди. Так что мысль о частной галерее не отпускает меня.
 
Екатерина ОСЫПКИНА
Фото автора и из личного архива Светланы Ветровой
Инфопресс №29 (2015 г.)



СПРАВКА
Светлана Ветрова – художник-кукольник. Член Международного Общества Авторов кукол, постоянная участница республиканских и международных выставок и фестивалей. Работы художницы можно увидеть в Тартуском музее кукол, галерее кукол в Санкт-Петербурге и многих частных коллекциях в разных уголках мира.
В настоящее время руководитель студии авторской куклы в г. Кохтла-Ярве.


Награды:
  • 2011 г. - победитель конкурса "Брызги шампанского" в рамках международной выставки "Время кукол-зима 2011" в Санкт-Петербурге, Россия
  • 2012 г. - победитель в номинации "Стиль" в фотоконкурсе авторской куклы "Белая стрекоза", Россия
  • 2012 г. - победитель в рамках ежегодного конкурса "Кукла года" журнала "Кукольный мастер" "Мишка года 2012" TeddyFun в номинации "Художественное решение образа" - колористическое решение
  • 2012 г. - победитель в номинации "Мишка и кукла" в Международной выставке мишек и кукол ART TEDDY PLANET в Таллинне
  • 2013 г. - победитель в конкурсе журнала "Кукольный мастер" "Кукла года 2013" "Кукла с характером"
  • 2013 г. - победитель в номинации "Друзья мишки Тедди" в Международной выставке мишек и кукол ART TEDDY PLANET в Таллинне
  • 2014 г. - номинант I международного конкурса ПАНДОРА от Культурного фонда поддержки и содействия развитию кукольного искусства "Куклы мира"
  • 2014 г. - награда от Эстонского кукольного Дома за вклад в кукольное искусство Эстонии
  • 2015 г. - номинант II международного конкурса ПАНДОРА ПЛАТИНУМ от Культурного фонда поддержки и содействия развитию кукольного искусства "Куклы мира"



Возврат к списку