Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



«Маргарита Назарова»: Советский цирк умеет делать чудеса... а российский кинематограф их показывать

«Маргарита Назарова»: Советский цирк умеет делать чудеса... а российский кинематограф их показывать


Первый канал готовит грандиозную кинопремьеру. Скоро его зрители увидят невероятный многосерийный художественный фильм «Маргарита Назарова» — об уникальной женщине необычной профессии, сильной личности с ярчайшим талантом.

Историю жизни знаменитой дрессировщицы Маргариты Назаровой, которая и через десятилетия вызывает восхищение у любителей цирка, экранизировали крупные кинокомпании «ОДА-Фильм» и «Пиманов и партнеры». Генеральными продюсерами картины стали супруги — Алексей Пиманов, известный широкому кругу зрителей как ведущий передачи «Человек и закон», и актриса Ольга Погодина. Режиссер Константин Максимов, с мастерством которого телезритель знаком по сериалу «Закрытая школа», снял фильм о звезде цирковой арены по сценарию Валерии Байкеевой, которая, например, написала сценарии к телефильму «Жуков», к сериалу «Эйнштейн. Теория любви».

Создатели фильма «Маргарита Назарова» пригласили журналистов на его презентацию в Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского, директором которого является дрессировщик Эдгард Запашный, представитель всемирно известной цирковой династии. Там кроме кинокоманды гостей ждали и... настоящие амурские тигры, с которыми исполнители главных ролей Ольга Погодина и Андрей Чернышов на манеже показали несколько трюков, воссоздав атмосферу съемочного процесса грядущей премьеры.

О ней нужно снимать кино!

Героиня фильма прошла путь от жизни в немецком плену и презрения со стороны окружения до всемирно известной дрессировщицы тигров и киноактрисы. Зрители навсегда запомнили ее по картине «Полосатый рейс». Этот путь был трудным. Встречались и недруги, и завистники, но не обошла стороной любовь и верные друзья. Главное, что было у нее в жизни – ее тигры и великая любовь.

Известно, что детство Маргариты Назаровой прошло в Царском Селе (нынешний город Пушкин), что под Петербургом. А перед самым началом Великой отечественной войны Назаровы переехали в Даугавпилс, туда направили работать отца Маргариты. Во время войны Маргарита попала в плен и была интернирована в Германию. Работала в Гамбурге — сначала домашней служанкой, потом танцовщицей в кабаре.

Из Германии Маргарита Назарова вернулась в Латвию и стала искать родню. Мама и обе ее сестры остались живы, а отец во время войны пропал без вести. Так они вчетвером снова стали жить в Даугавпилсе. Голодное и холодное время Назаровы переживали с трудом. Однажды Маргарита узнала, что местный театр принимает на работу всех, кто хоть что-то умеет делать на сцене. А танцевать Маргарита уж точно умела. Так Назарова стала выступать в кордебалете на сцене Даугавпилсского театра. Там вышла замуж за коллегу и директора театра Константина Константиновского.

Однако буквально наутро после премьеры «Платона Кречета» театр остался без директора Константиновского и актрисы Назаровой. Коллеги из Даугавпилского театра эту пару больше никогда так и не увидели. Каково же было их удивление, когда через несколько лет на экраны вышла комедия «Полосатый рейс», главную роль в которой сыграла их Рита Назарова. В титрах была и фамилия Константина Константиновского...

- Когда Никита Хрущев увидел Маргариту Назарову на манеже цирка, после представления пригласил ее к себе в ложу, познакомился с ней, а своим соратникам сказал: «Такую женщину надо снимать в кино!» И после этого в кратчайшие сроки был написан сценарий «Полосатого рейса», — рассказал Эдгард Запашный историю многолетней давности.

Ну а от идеи давних друзей Эдгарда Запашного и Ольги Погодиной снять фильм, посвященный Маргарите Назаровой, до готовящегося сейчас выхода картины на Первом канале прошло несколько лет.

Актеры, дрессировщики, хищники...

Роль самой Маргариты Петровны Назаровой, народной артистки РСФСР (ей, кстати, 26 ноября этого года исполнилось бы 90 лет), сыграла Ольга Погодина, ее мужа Константина Константиновского — Андрей Чернышов. А легендарного циркового артиста, дрессировщика и укротителя хищных животных, основателя советской школы работы с цирковыми хищниками, народного артиста РСФСР Бориса Эдера исполнил Николай Добрынин. Также в съемках были заняты братья Запашные — Эдгард и Аскольд. Год вся съемочная группа жила в настоящей атмосфере цирка.

Фильм «Маргарита Назарова» уникален тем, что Ольге Погодиной и Андрею Чернышову удалось первыми за всю историю кинематографа профессионально выполнить огромное количество трюков мировой дрессуры без привлечения дублеров и без использования компьютерной графики. А еще после окончания съемок Ольга Погодина была внесена в Книгу рекордов России благодаря трюку «голова дрессировщика в пасти тигра», который она также исполнила на киноплощадке.

- Сегодня мы с вами собрались по очень дорогому для меня поводу, — сказала актриса и генеральный продюсер фильма журналистам. — Я никогда в жизни не собирала пресс-конференции, а вот сейчас поняла, что это нужно, нужно рассказать об этом кинопроекте, о красивых и гениальных людях, которые его создавали. Ведь впервые в мире, а не только в нашей стране, актеры под управлением потрясающих дрессировщиков выполнили огромное количество трюков мировой дрессуры. С нами работала и дрессировщица Анастасия Смирнова, благодаря ей у нас получилось много так называемых контактных трюков с животными, которых мир еще не видел. Это говорит о высочайшем уровне школы мировой дрессуры в нашей стране, которую ничто не смогло уничтожить. У нас есть величайший цирк, величайшие дрессировщики, которые могут не только сами выполнять невероятные трюки с хищниками, но и передать это мастерство другим (даже людям, далеким по своей профессии от цирка), сделать безопасным общение и работу с животными. По-моему, это невероятно. Но, на самом деле, в нашем цирке много таких талантов высокого уровня, и об одной такой личности мы смогли рассказать в фильме «Маргарита Назарова».

- На киноплощадке действительно не было дублеров, — подтверждает Эдгард Запашный. — Хотя сначала мы готовили дублеров-дрессировщиков и для Ольги, и для Андрея. И я в двух сценах даже дублировал Андрея, но в фильм они не вошли, когда мы поняли, что актеры справляются с животными, а те их слушаются.

- Вряд ли когда-нибудь я повторю такой опыт, — говорит Андрей Чернышов. — Но страшно не было, потому что мы были окружены суперпрофессионалами, с ними ничто не угрожало нашим жизням.

- Все было очень серьезно, — уверяет Алексей Пиманов. — Актеры каждый день реально рисковали жизнями... Оля каталась верхом на медведе и радостно кричала: «Зинка, молодец!» Вроде все весело и хорошо, но когда ты понимаешь, что в любой момент медведь может сбросить и дальше произойти все что угодно, становилось реально страшно.

Кино, созданное сердцем

Пиманов отметил, что если бы подобная картина появилась в мировом кинематографе, произвела бы колоссальный фурор.

- Я горжусь тем, что эту работу выполнили мои друзья и моя жена — очень талантливые люди. Им удалось создать не только красивое кино, но и настоящее — сердцем, а не холодным мозгом. Можно нарисовать трюки на компьютере, но будут ли такое кино пересматривать снова и снова? А наше, дай Бог, надеюсь, будут... Когда оператор Сергей Козлов, а он много работает в Америке, прочел сценарий «Маргариты Назаровой», все бросил за океаном и приехал в Россию, снимать этот проект. А когда я увидел черновой монтаж нашего фильма — с нечистым звуком, без музыки, был дня три под впечатлением от просмотра. Ведь кроме захватывающих сцен с хищниками в картине есть и история фантастической любви.

А режиссер Константин Максимов добавил, что фильм создан с небывалым размахом:

- 350 персонажей, 150 мест действий, охвачен большой период времени. Был построен цирк в натуральную величину, который по ходу съемок переделывался в шесть разных цирков, соответствуя разным годам, городам и странам. Все это выходит за рамки телевизионного кино.

«Полосатый рейс». Как это было

Комедия Владимира Фетина «Полосатый рейс» принесла Маргарите Назаровой всесоюзную славу. Потому-то создатели фильма, посвященного ей, не могли в сюжете обойти то, как Назарова снималась в кино.

- Но мы не переснимали знакомые всем сцены из «Полосатого рейса», а показали технические нюансы — как в этой картине Назарова и Константиновский работали с тиграми, — поясняет Ольга Погодина.

Как помним, в «Полосатом рейсе» роль повара Глеба Савельевича Шулейкина исполнил Евгений Леонов, а в «Маргарите Назаровой» эту же роль сыграл сын Евгения Павловича — Андрей Леонов.

- Уговаривали Андрея мы долго, — признается Погодина. — Он согласился сыграть «папу» только после того, как мы сказали, что раскроем секреты, каким образом в фильме с хищниками управлялись дрессировщики. И, я считаю, Андрей Леонов совершил подвиг — он в подробностях знал, как будет работать с тиграми, а его папа заранее не знал, что будет с ним происходить на киноплощадке.

Семь шрамов на память

И хотя крайне трудная работа с тиграми на съемочной площадке «Маргариты Назаровой» прошла успешно, не обошлось без травм — пострадал Аскольд Запашный.

Основная работа над фильмом была закончена, но требовалось доснять несколько сцен. В сцене, где Маргарита Петровна участвует в телепередаче вместе с одним из своих тигров, хищник должен был вырваться из студии и помчаться за оператором, которого играл Аскольд Запашный. Все прошло по сценарию, кроме того, что тигр, настигнув Аскольда, напал на него...

- Меня в это время не было на съемочной площадке, — рассказывает нам Эдгард. — Мне звонят журналисты: «Вашего брата порвал тигр...» Я звоню на площадку, трубки не берут, оказывают помощь Аскольду.

- После этот случай активно освещался в прессе, — говорит Аскольд. — Это действительно было нападение тигра, которое, к счастью, закончилось не так трагично, как могло бы: тигрица всадила в меня свои когти, оставив семь шрамов, не успев всадить зубы... Мы в этой съемке предусмотрели все, кроме того, что тигр войдет в раж во время погони за человеком и помощник дрессировщика уже просто не сможет его остановить. Но это стало уроком и для меня — до того серьезных атак со стороны хищников на меня не было, иногда только цепляли когтями. Да, думаю, и этой сцене в кино инцидент придаст больше реалистичности.


Тигр — друг, а не враг

Несмотря на неприятность с хищником во время съемок, другая цель создания этого фильма — сформировать в глазах широкого зрителя образ тигра-друга, а не врага. Продюсеры считают, это поспособствует сохранению амурских тигров в природе и поможет донести до людей, что тигр — это благо, а не опасность, ведь знание порождает любовь и понимание. К тому же, в дикой природе на территории России осталось всего 506 особей амурского тигра, при том, что Российская Федерация насчитывает самое большое количество этих тигров из всех стран мира.

- «Маргарита Назарова» и «Полосатый рейс» — пока единственные фильмы в нашей стране, которые разрушают образ тигра-врага. Тигра можно любить, можно не любить, но уважать его обязан каждый человек, — полагает Сергей Арамилев, директор Приморского филиала российского центра «Амурский тигр». — Подобные картины ближе знакомят людей с тиграми, учат их понимать, а это помогает сохранить особей в природе.

И тигры у ног моих сели!

В главном фойе цирка на Вернадского, на его «Аллее звезд», киногруппа открыла звезду Маргариты Назаровой, а после пригласила живьем — на цирковой арене — посмотреть, как артисты на съемках фильма работали с хищниками.

На манеже сначала появились тигры — Оззи, Томас, Рикки, Эрик, Анита...

- Наших тигров мы с братом называем в честь любимых певцов и музыкантов, — с улыбкой заметил Эдгард. — Тигрицу Аниту назвали в честь Аниты Цой, мы спрашивали у нее разрешения, на сцену Кремля во время концерта Томаса Андерса вынесли одного из наших маленьких тигрят... Певец без колебаний разрешил ему дать свое имя. А еще у нас есть лев Филипп, названный, конечно же, в честь Филиппа Киркорова.

После того, как хищники огляделись и «поприветствовали» друг друга, на арену вышли Ольга Погодина и Андрей Чернышов. Под руководством артистов тигры выполняли стойки, прыгали с тумбы на тумбу и даже через саму Ольгу. А после с тигром Рикки Погодина еще и поднялась на цирковых качелях. Кстати, с этими тиграми Ольга и Андрей не работали раньше, но звери их слушались, и это говорит о том, насколько хорошо актеры усвоили мастерство дрессуры.

Наградой полосатым артистам стали огромные куски свежего мяса, которые им подавали Ольга с Андреем. На первой же подаче чуть не случилась потасовка. Лежащий рядом тигр хотел отнять мясо у своего собрата, которому первому дали кусок, но Андрей Чернышов скомандовал «место» и посягнувший на мясо хищник безропотно вернулся восвояси.

- Андрей сейчас все сделал абсолютно правильно. Как видите, время на съемках мы провели не зря, — прокомментировал Эдгард Запашный.

Журналисты поинтересовались, как проходила съемка трюков с тиграми, ведь когда они на манеже, его окружают защитной сеткой. Оказывается, в сетке проделали дырку, через которую снимала камера-кран, только однажды прямо на арену цирка заводили оператора.

- Нужно отдать должное смелому оператору, да и всей съемочной группе, — похвалил Запашный.

Талант национальности не имеет

А под занавес, у Ольги Погодиной спросили:

- Считаете ли вы, что такая личность, как Маргарита Назарова могла появиться только в Советском Союзе?

- Лично я — человек мира, и считаю, что по-настоящему талантливый человек может родиться и состояться в любом уголке земного шара, — ответила актриса.

А Алексей Пиманов добавил:

- Во все времена в любой стране есть великие люди, есть плохие, есть гении, есть простые люди, есть взлеты, падения, любовь, предательства...

Ждем премьеры многосерийного фильма «Маргарита Назарова» на Первом канале.

Наталья Колобова, Москва-Таллинн

Фото из архива кинокомпании «ОДА-Фильм»

 


Съемка одной из сцен фильма с тиграми.
Журналистам на цирковой арене 
актеры и братья Запашные 
продемонстрировали мастерство дрессуры.

На «Аллее звезд» Большого Московского государственного цирка 
на проспекте Вернадского киногруппа открыла 
звезду Маргариты Назаровой.


Возврат к списку