Винил как бренд ХХ века или «Для меня нет тебя прекрасней»…

Винил как бренд ХХ века или «Для меня нет тебя прекрасней»…

Винил как бренд ХХ века или «Для меня нет тебя прекрасней»…

16 марта в Таллинне в Центре русской культуры и 17 марта в нарвской «Женеве» состоится концерт экс-солистов золотых составов легендарных вокально-инструментальных ансамблей «Звезды винила».

Представить себе нашу жизнь без музыки, понятное дело, невозможно. Она всюду – в каждых наушниках, в магазинах и кафе. Она сопровождает эпизоды любимого сериала и предваряет спортивные соревнования, вплоть до олимпийских. В интернете музыки так много, что за всю жизнь не переслушаешь. Появляется вопрос: если удовольствие от любимых песен можно получать совершенно бесплатно и практически круглосуточно, почему люди за свои «кровно заработанные» покупают билеты и, вместо того, чтобы, удобно расположиться на диване, едут в любую погоду на концерты? 
И ещё один: по какой причине сегодня полны залы, на сценах которых исполняется ретро? Что ищут и чего ждут зрители, приходящие в стотысячный раз послушать ВИА, каждый шлягер которых известен им до последнего аккорда и слова? Ну, со старшим поколением, допустим, всё понятно – они вспоминают время, когда жизнь бурлила, кипела и, переливаясь самыми яркими красками, била ключом. Но молодые-то? Чем им, родившимся через десятилетия после времён СССР, так мила советская эстрада? 
Чтобы разобраться с этим, корреспондент еженедельника «Инфопресс» встретился со «звездой винила» Владимиром Куклиным, который, собираясь на гастроли в Эстонию, согласился выкроить в своем напряжённом графике время и ответить на «самые главные» вопросы. 

«Мир не прост, совсем не прост,
Нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз»

- Вот никак, Владимир, не пойму – почему люди буквально осаждают концертные залы, чтобы послушать «звёзд винила»? 
- Я думал, это ясно как белый день – в наших песнях добро, любовь, посыл в светлое будущее. Они согревают душу и дают надежду.
- Всё так. Но ведь любой из ваших шлягеров практически все знают наизусть! К тому же, в 70-80 годы, когда они только-только были написаны, такую музыку было просто негде послушать – гастроли ВИА не часты, в телевизионную «Песню года» худсоветы допускали далеко не всех любимых народом исполнителей, а пластинки было не достать. Но теперь-то всё общедоступно – сел в автобус, воткнул в телефон наушники и получай удовольствие!
- Хороший вопрос… В интернете, конечно, теперь можно найти всё, что угодно, на любой вкус. Нажал кнопочку - звучит рок, нажал другую – слушай симфоническую музыку или кантри. Но мы же поём живьём, а это совсем другое дело! Зритель чувствует, насколько это нравится нам самим, мы видим, как искрятся глаза людей, слышим, что практически весь зал нам подпевает, и получается, мы с публикой живём на одном дыхании - ощущение, которое, вы уж мне поверьте, ни с чем нельзя сравнить. 
- Вы хотите сказать, что никогда не работаете «под фанеру»? 
- Конечно, нет! Мы ведь из того времени, когда о фонограмме даже не было представления, никому из нас даже в голову не могло прийти, что артисты когда-нибудь начнут выходить на сцену, чтобы просто открывать рот, и до сих пор остаёмся в этом статусе. 
Что же касается фонограммы – на это, мне кажется, можно посмотреть двояко. Лично я всю жизнь думал: Господи, как же это здорово – я занимаюсь своим любимым делом, а мне за это ещё и платят! Но люди же все разные, и среди нашего брата, музыканта, тоже есть те, кому деньги нравятся больше, чем творчество, они говорят себе: я достиг своей мечты, потому что востребован и много зарабатываю. Не буду называть имена, вы и сами таких знаете. Но когда я прихожу на их концерты и вижу, что исполнитель появляется на сцене с той же программой, что и 20 лет назад, честно говоря, удивляюсь: неужели же людям не интересно сделать что-то новое! 
- И снова мы вернулись к тому же вопросу: почему сегодня, при всем обилии, доступности и разнообразии музыки, люди рвутся на концерты «Песняров», «Весёлых ребят», «Аракса» или «Поющих сердец»? Ещё несколько лет назад ВИА – извините за прямоту – были не востребованы, а теперь у вас аншлаги… 
- Время жёстко обходится с музыкантами, и наш жанр действительно лет десять подряд был совершенно не востребован. В девяностые годы на наше место пришли «Ласковый май», «Руки вверх», «Кар-Мэн», ещё какие-то ансамбли. Ребята пели под фонограмму простенькую танцевальную музыку и становились «героями дня». А мы… Куда нам было деваться? Не могли же мы выйти на сцену с флагами и грозно спросить: «Вы почему это забыли нашу музыку?!».
В общем, непростой был период. Но постепенно люди поняли: со всеми этими «Миражами» что-то не так, и вспомнили «Как прекрасен этот мир», «Облака», «Белого лебедя». И это не удивительно - ведь эти песни писали настоящие композиторы и поэты: Роберт Рождественский, Михаил Танич, Расул Гамзатов, Давид Тухманов…
- Каждого из них можно с полным правом назвать классиком, а классика, как известно, не стареет. Но, в таком случае, за вашими песнями будущее?
- Честно говоря, я в этом не уверен… Интернет слишком быстро ведет всех нас в тартарары, но без него, увы, уже не обойдешься… 

«Ветры и вёрсты, убегающие вдаль,
Сядешь и просто нажимаешь на педаль»

- Признайтесь, Владимир, не любите интернет?
- Да почему же? Я ведь музыкант, всю жизнь живу в звуках и помню время, когда мы воспринимали каждый новый клавишный инструмент как некую революцию. Я этим по-настоящему болел, готов был поехать куда угодно, лишь бы найти звуки, каких ещё не знал. Сейчас у меня в компьютере всего этого полно, и я, хотя песен не пишу, инструментальную электронную музыку всё-таки сочиняю, и могу справляться с тем, что придумалось, дома, один, не приглашая ни гитаристов, ни барабанщиков, ни клавишников. 
- Сплошные плюсы!
- Если бы… Хорошее в интернете на самом деле есть, но люди просто потерялись в море компьютерной музыки. В сеть выкладывается всё подряд - кто что может, причём иногда доходит просто до смешного. Но ведь некоторые это с удовольствием слушают! Да, согласен, сколько людей, столько и мнений, но иногда какие-то самодеятельные коллективы исполняют такие песни, что просто хочется закричать: это же невозможно! Такого вообще нельзя делать!
- Ну, так напишите о своём впечатлении в комментариях! 
- Нет… Я никому ничего не пишу и, кстати, никогда не даю советов, просто не слушаю то, что мне не нравится, – и всё. Хотя, может быть, и надо было бы сказать этим ребятам: прежде чем тиражировать себя на весь мир, надо бы всё-таки сначала получить образование и чего-то достичь. 
- Это уж точно. Сегодня любой, кто научился зажимать аккорды на гитаре или поёт по утрам в душе, считает себя вправе выходить на сцену. 
- К сожалению. Раньше было иначе, я, например, учился семь лет в Суворовском училище по специальности «кларнетист» и параллельно ходил в джазовую студию, потом ещё четыре года – в Гнесинке – по классу вокала. Мы занимались сольфеджио, общим фортепиано, гармонией, ансамблевым пением, а все это в совокупности прививает музыканту общий вкус. Мало того! Первые два года в Гнесинском училище нам вообще не разрешалось работать, мы занимались только упражнениями…
- Почему? 
- Как же? Это ведь очень важно! Если неправильно что-то делать, можно потерять голос – образовываются узлы, и никакие доктора не в состоянии помочь! К слову, вы знаете, что оперным певцам за неделю перед спектаклем очень много чего нельзя?
- Ну, оперные певцы - совсем особая история… 
- Да, они как люди с другой планеты, но и для нас связки - тоже серьёзный вопрос. Когда я пел в «Голубых гитарах», в «Пламени», в «Акварелях», бывало так, что почти вся программа состояла из моих песен, а мы гастролировали месяцами. Возвращались, отдыхали неделю-две и снова уезжали. Это труд, тяжёлый труд, я это знаю по себе. И поэтому никогда не смотрю передачи типа «Голос» и вообще не приветствую всё скороспелое. Людям внушают, что артистом стать просто – зачем учиться, работать, если ты заплатишь деньги и тебя быстро сделают звездой! Мы докатились до того, что человек выходит на сцену, не знает, куда поставить ногу, как сложить руки, что вообще с этим делать, и отсюда – пустота в глазах… А результат предопределён – одни очень быстро спотыкаются, другие так же быстро заходят в тупик. 
- Да и песни, с которыми эти мальчики и девочки выходят на сцену, мягко говоря, оставляют желать лучшего. 
- Вы правы, многим из них место в мусорном ящике. Иногда едешь в машине, включаешь радио - мама родная! Зачем это надо? Кому? Не знаю, не знаю… Может быть, конечно, молодёжь думает по-другому, но мне это точно не нравится. 

«Не надо печалиться -
Вся жизнь впереди»

- Вы сказали, что нынешняя молодёжь сегодня летит в тартарары, предпочитая низкокачественные, с позволения сказать, песни, типа «Вите надо выйти» или «Мальчик, подай воланчик». Но, мне кажется, это не совсем так - на концертах «звёзд винила» с каждым разом всё больше совсем юных. 
- Да, слава Богу. Нас это очень радует. 
- А сколько в последнее время появилось молодых групп, которые перепевают ваши песни! Неужели вам ни разу не приходилось их слушать?
 - Слушал, разумеется, и не раз. В Москве очень много кавер-групп, которые перепевают наши песни. Кстати, вы ведь, наверное, знаете песню «Кто тебе сказал»? Первыми её исполнили мы, ВИА «Поющие сердца», следом - «Лейся, песня». Потом её перепел Дмитрий Маликов, а сейчас молодежь знает эту песню по новым аранжировкам. Поэтому можно сказать: наше направление не останавливается. 
Не все, конечно, но многие молодые серьёзно ищут для себя репертуар, учатся и начинают понимать, что такое действительно хорошо, а что никуда не годится. 
- Жаль только, такие ребята практически не попадают «в телевизор»… 
- Сейчас в нашей профессии не лучшее время – всё убивают деньги. Раньше ты писал песню, приносил её, допустим, на радио, если она нравилась - ставили в ротацию, крутили. А сегодня – напишешь что-то новое, красивое, но никуда это не несёшь, потому что заранее знаешь, тебе скажут: «Хотите, чтобы ваша песня звучала неделю? Это будет стоить столько-то». Подобные вещи убивают желание творить. 
- Насколько жёсток и жесток шоу-бизнес, известно всем, но у вас же он не отбил желание заниматься творчеством! 
- Это верно. Когда труба снова позвала ВИА в бой, мы, хотя нельзя не учитывать наш возраст, достаточно легко вписались в модель сегодняшнего общества. Потому что спросили себя: если не мы, то кто же будет нести людям свет, радость, надежду и любовь? И ответили: раз наши песни дарят всё это зрителям, значит, идём вперёд!.. 

Беседовала Светлана БЕЛОУСОВА
Фото из лчного архива исполнителя
Инфопресс №09 (2018 г.)

Возврат к списку



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс