«Эффект бабочки» от масштабного художника Наталии Цветковой

«Эффект бабочки» от масштабного художника Наталии Цветковой

«Эффект бабочки» от масштабного художника Наталии Цветковой

«Какой размах и полет! Цветик, ты масштабный художник!» – такой отзыв в социальных сетях оставила одна из почитателей таланта питерского художника Наталии Цветковой, чья 11-я по счету персональная выставка открылась на этой неделе в Белом зале Музея сланца Кохтла-Ярве. Выставка получилась масштабной как по размеру работ и оформлению зала, так и по технике их выполнения. К слову сказать, на оформление зала у художника и ее помощников ушло почти 20 часов. Работами автора могут восхититься даже далекие от искусства люди.

Свою выставку доцент Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, кандидат искусствоведения Наталия Цветкова назвала «Эффект бабочки». Так же называется одна из инсталляций, которая расположилась в центральной части Белого зала – четыре красивые бабочки, выпущенные из рук творца, величаво порхают над всеми, кто оказывается в этом зале. Надо отметить, что руки творца – это отдельная работа художника, которую было решено установить вместе с бабочками, чтобы у посетителей выставки возникло чувство, будто именно из этих рук были выпущены бабочки.

- Многим известен такой термин как «эффект бабочки». Это когда какое-то незначительное событие в прошлом влечет за собой ряд других событий, изменяющих наше будущее, - поясняет название выставки Н. Цветкова. - Любой художник, как мне кажется, пытается своими работами внести свою лепту в будущее время, и я в этом смысле не исключение.

На выставке представлено несколько инсталляций, куда вошли работы, сделанные автором начиная с 2001 года. Наиболее старыми из них являются классические гобелены, выполненные в технике ручного ткачества. Эта техника использована художником при изготовлении многих работ, в том числе и тех, которые выставлены в Белом зале. Те же бабочки – это тоже ручное ткачество с использованием синтетического материала – полиэтилена. Эту работу - «Эффект бабочки» - Н. Цветкова относит к экологической теме - созданию природных объектов из отходного материала.

К экологической теме относится и инсталляция «Листья». Это работа выполнена в 2011 году из кусочков полиэтиленовых пакетов, то есть, по сути, из мусора. Ее идея в том, что листья деревьев поглощают углекислый газ и выделяют кислород, а полиэтилен, наоборот, создает парниковый эффект, оставляя нас без воздуха. Экологическая тема присутствует и в другой работе - «Зимний сад», которая также выполнена в технике ручного ткачества, но уже с использованием переработанного хлопка.

Инсталляция «Облеченная в свет» интересна тем, что при ее изготовлении использовался российский инновационный текстиль. Серая часть работы – это ткань с серебряным нанонапылением, белая – противоожоговый текстиль. «С этой работой я участвовала в Москве в одном из конкурсов, - вспоминает художник. – Необходимо было сделать проект с инновационным текстилем. Так и родилась эта инсталляция, которая позже получила диплом «Outstanding Work» на IX международном биеннале «От Лозанны до Пекина» в Китае».

Инсталляция «Всемирная сеть» включает в себя портреты, нарисованные на тканом холсте из полиэтилена, сверху - живопись акрилом, а сзади - светодиоды. «Все пять портретов нарисованы строго в фас. Человек сидит перед компьютером и оказывается пойманным в эту сеть. Над ними висят металлические полупрозрачные портреты – это аватары, поcкольку человек в сети совсем не тот, кем является на самом деле», - говорит собеседница.

Арт-объект «Крылья» посвящен тутовому шелкопряду, а точнее шелковичному червячку, который в коконе превращается в куколку, а через некоторое время погибает. Данная инсталляция - это несбывшаяся мечта червяка (куколки) стать бабочкой.

Для Наталии Цветковой это не первый приезд в Кохтла-Ярве. В прошлом году она дважды приезжала в наш город: в июне, когда по приглашению директора Музея сланца Айнара Варинурма знакомилась с Белым залом и возможностью проведения в нем персональной выставки, и в конце августа, когда проводилась групповая выставка преподавателей Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.

- Мне очень нравится сложная конфигурация вашего зала, - говорит Наталия, - да, пространственная развеска работ – это всегда сложный процесс, но именно это меня и привлекает.

Талантливую художницу с очередной персональной выставкой пришли поздравить представители местной власти, художники. От имени последних это сделала преподаватель Кохтла-Ярвеской школы искусств Ольга Жаркова, которая считает открывшуюся в Белом зале выставку уникальной.

- В Белом зале мы впервые можем видеть трехмерные текстильные работы, - делится своими впечатлениями местный художник, - можно обойти объекты и рассмотреть их со всех сторон. Особенно впечатляет инсталляция зимнего леса, где можно погулять среди воображаемых берез, не выходя из помещения. Также мне понравилось сочетание оттенков цвета - в приглушенной охристо-бежевой гамме, которое автор использовала в своих работах.

Н. Цветкова является лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства, членом союза художников России, Санкт-Петербургского союза дизайнеров и других творческих организаций, участником более ста пятидесяти российских и международных выставок. Её работы экспонировались в Финляндии, Германии, Швеции, Франции, Португалии, Италии, Сербии, Иране, Канаде, Мексике, Коста-Рике, Китае, Южной Корее, а теперь и в Эстонии.

Выставка «Эффект бабочки» будет экспонироваться в Белом зале до 31 марта.

Александр КОМШИН

Фото автора 

Инфопресс №11 (2018 г.)



Возврат к списку



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс