Александр Ивашкевич: Хочу, чтобы портрет вернулся в дом

Александр Ивашкевич: Хочу, чтобы портрет вернулся в дом

Александр Ивашкевич: Хочу, чтобы портрет вернулся в дом

До конца января в Таллиннском русском музее открыта выставка фотопортретов «Искусство жизни», выполненных известным актером театра и кино, жителем Таллинна, Александром Ивашкевичем. Согласившись дать интервью издательству «Инфопресс», он пригласил его корреспондента к себе в Русский театр.

- Вы ждали меня в своей студии ровно в назначенный час, минута в минуту. Похоже, поговорка «точность - вежливость королей» про вас.
- Я стараюсь быть точным. Когда люди видят, что ты ценишь их время, они начинают ценить твое. Даже когда бываю в Москве, на кастинг являюсь вовремя. Может, «виновато» метро, которым пользуюсь. А вот москвичи, ездящие на своей машине, на встречи обычно опаздывают. Так что, используйте метро и станете королем!

Искусство жить
- Вас знают не только как артиста драматического театра и киноактера, но и как талантливого танцора, исполнителя американского степа, по-русски - чечетки. Более того, в последние годы вы заявили о себе и как о незаурядном фотографе-портретисте. А еще вы играете на гитаре и поете.
- Множественность творческих устремлений во мне определил театр. Но не потому, что сцена требует того: к сожалению, в театре мои способности никогда не были полностью востребованы. Просто я сам так считал - раз играю в театре, значит, должен уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. А фотографию определило кино. 
Люди творческие нацелены на максимальную реализацию своих способностей. Если это по какой-то причине не удается на сцене, то удовлетворения ищешь «на стороне». Я добился профессиональных успехов во многих своих увлечениях. Сегодня больше времени отдаю фотографии, не оставляя, впрочем, ничего из того, чему научился прежде.
Мне нравится, утром проснувшись, бодро встать, ПОТОМУ ЧТО. Потому что надо успеть доделать одно, начать другое, наметить третье и так далее. Я не работаю - всем этим я живу.
- Легко рассуждать, когда ты уже состоялся. Но в начале-то все по-другому: в детстве, юности мы часто идем «на ощупь». 
- Я с детства хотел попасть в кино, чтобы меня там показывали, точнее, показывали по телевизору, потому что чаще всего смотрел его. Я говорил: «Ма-а, я туда хочу». «Неуловимых мстителей» я видел, наверно, миллион раз. Тогда же, в детстве, я захотел стать и каскадером - в кино герои выполняли множество трюков. Мне хотелось играть на пианино, потому что это тоже пригодилось бы в кино, и я ходил на уроки музыки до тех пор, пока не сломал руку.
В Харькове, где проходили мои детство и юность, восьмиклассником я посещал Театр миниатюр, пытаясь каждый раз оказаться на сцене со взрослыми и поучаствовать в спектакле. Тем не менее, я считал профессию актера для себя недосягаемой и после школы пошел работать на завод. Стал слесарем-сборщиком-клёпальщиком. До сих пор горжусь своим вторым разрядом. 
Прийти в театр помог случай, который до сих пор помню. Выскочив раз из трамвая, я встретил своего знакомого по пионерскому лагерю. Оказалось, он учится в театральном вузе. Помня, что я всегда кого-то изображал, он пригласил меня в студию актерского мастерства и рассказал, что «не боги горшки обжигают». В итоге, через какое-то время, в конце 70-х годов, я стал студентом Харьковского института искусств. 
На втором или третьем курсе меня взяли во вспомогательный состав Харьковского театра имени Пушкина. Потом был еще один театр, где я играл на украинском. До сих пор помню фразу из спектакля: «Ирина, вы так бледны сегодня». По-украински она звучала так: «Ирина, вы сягодни така блида». Говоря ее со сцены, я терялся и краснел. 

Мне все хотелось делать самому
- Пусть не сразу, но, все равно, вы-таки оказались в театре. А как же кино, вернее, телевизор, куда вы так хотели попасть в детстве? 
- Я и попал. Как только поступил в вуз, меня стали приглашать и на съемки. Поначалу это было Харьковское телевидение и съемки в телевизионных фильмах. Я учился работать на камеру, по-новому работать с партнерами. Мне все хотелось делать самому - мчаться на лошади, фехтовать, кидаться под машину, драться. Часто актеры в силу объективных причин отказываются это делать, да и режиссеры им запрещают. Выручают каскадеры. 
Помню фильм, в котором впервые серьезно проявил себя в этом качестве, он назывался «Побег на край света». Главную роль предложили мне, но что было еще приятней, я играл в компании с Александром Розенбаумом и Екатериной Стриженовой. Это самое начало 90-х годов. 
Кинофильмом, в котором я выступал исключительно как каскадер, стала лента Одесской киностудии «Он свое получит». Более того, в ней я был и постановщиком трюков. Также ставил бой русского князя Ярослава с норвежцем Харальдом в историческом фильме «Ярослав», где сам играл Ярослава. Эстонский зритель видел его премьеру лет 10 назад. 
Всего в моей «копилке» более 20 киноролей. Последний фильм, в котором я снялся в эпизодической роли, - драма «Скажи правду» режиссера Андрея Эшпая, сына знаменитого композитора. Сериал увидел свет весной прошлого года, я играл в сценах с блистательной Екатериной Исаковой.

Подниматься в гору надо шаг за шагом
- В вашей биографии были Харьков, Калининград, в котором вы тоже одно время играли в театре, а когда очутились в Эстонии?
- В середине 80-х годов меня пригласили в Русский драматический театр и я стал таллиннцем. Помню свои первые роли в этом театре. В одном спектакле, выступая в паре с Леной Яковлевой, я наклеивал усики и изображал ее мужа. Во втором моим героем был Томик, имеется в виду книжка, том, томик. Молодые актеры всегда начинают с эпизодических ролей, и это правильно, потому что, если начинающий актер не знает, как сыграть Колобка, то как ему удастся Гамлет? Серьезные роли появились, наверно, после Америки. 
- Мы переходим к степу? Вы им тоже с юности увлекались?
- В институте мне не хватало современного танца. Наш учитель, один из ведущих танцовщиков Харьковского театра оперы и балета Леонид Марков показывал классику. Я ему говорил: «А покажите степ!» Он в ответ: «Я не умею, могу показать стилизацию». В итоге, показал музыкальный номер на музыку из американского мюзикла «Оклахома». И надо же, прошли годы, и с этого номера началась моя дружба с выдающимся американским танцором, одним из исполнителей знаменитой киноверсии мюзикла «Оклахома» 1955 года Джином Нелсоном! 
- Как вы оказались в Америке?
- Живя в Таллинне, я посмотрел фильм «Зимний вечер в Гаграх», главные герои которого танцуют чечетку. Потом появился другой советский фильм «Прогулка в ритмах степа», и я «заболел» этим танцем. А на дворе-то уже 90-е годы. Вы помните, что это было за время, надо же как-то кормиться. Я сделал два танцевальных номера в ритмах степа и ездил с ними в Финляндию. 
И тут вдруг к нам в Таллинн приезжают американские танцоры, исполняющие настоящий американский степ. Их концерт произвел на меня такое неизгладимое впечатление, что я напросился на встречу с ними. Там я познакомился с известной танцовщицей Брендой Буфалино, а через нее с другой знаменитостью - танцовщицей и педагогом Барбарой Даффи, которая и пригласила меня в Нью-Йорк. Сказала «приезжай», как говорила многим, зная, что они не приедут. Но я приехал. Я спел для нее по-русски песню из мюзикла «Оклахома» «Сегодня я приехал в Канзас-сити», и мы стали друзьями. 
Я жил в Америке целый год и научился не только степу. Это время перевернуло мои представления и об актерской профессии. Я понял, что нет плохих артистов, есть те, кто просто мало работал. 
- С тех пор вы в Америке частый гость, с искусством степа знакомите и учите ему нашу, местную публику. Не оставляете театр, а в последние годы заинтересовали всех еще и своими фотоработами.
- Да, театр не оставляю, за годы работы на сцене сыграл около полусотни ролей, впрочем, точный учет им не веду. От князя Мышкина в инсценировке романа Достоевского «Идиот» до профессора Хиггинса в мюзикле «Моя прекрасная леди». Кстати, заранее приглашаю на апрельскую премьеру этого мюзикла в Русском театре в Таллинне. Хореографом и режиссером спектакля выступает известная Алла Сигалова, роль же Элизы Дулиттл исполнит наша певица, участница конкурса Евровидение Элина Нечаева. Этот мюзикл с осени уже идет на сцене Рижского русского театра, но состав актеров там свой, за исключением моей персоны - там я тоже играю Хиггинса. 
- Ну а что же все-таки ваше увлечение фотографией, и к чему оно привело?
- Я всегда занимался фотографией, но серьезно взглянул на это искусство после появления дигитальной фотографии. Меня заинтересовал портрет, в котором я стал совершенствоваться. Именно его демонстрирует моя выставка в Русском музее под названием «Искусство жизни». На фотопортретах - творческие люди Эстонии, русские и эстонцы, знаменитые и не очень, и спасибо директору музея Марии Сморжевских-Смирновой за то, что она проявила интерес к моей персоне, предложив организовать выставку. Моя мечта - чтобы портрет занял свое место в доме, чтобы глядя на него, в семье росли дети и внуки. 
А свои музыкальные способности я постараюсь продемонстрировать на творческом вечере, который пройдет 8 марта в Русском театре. Я выступлю с группой музыкантов, которую соберет пианист Виктор-Кристиан Ланберг, он же является и аранжировщиком музыкальных композиций. Сам я буду петь, читать, рассказывать, общаться со зрителями, использую также видео-экран. Все будет проходить в большом зале, а в фойе в это же время можно будет посмотреть мою выставку «Искусство жизни», которая к тому времени переберется в Русский театр. Мой творческий вечер - это подарок мужчинам, которые не знают, что подарить женщинам 8 марта.

Александр Айсберг
Фото Ольга Макина
Инфопресс №03 (2020 г.)


Возврат к списку



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс