ДИСКО ЭДИСОНА: ЭНН СЯДЕ

ДИСКО ЭДИСОНА: ЭНН СЯДЕ

ДИСКО ЭДИСОНА: ЭНН СЯДЕ

Именитый звукорежиссер «Таллиннфильма» Энн Сяде стал в этом году одним из трех лауреатов государственной премии за дело всей жизни в области культуры. 

«Диско Эдисона» 1979 года - один из первых документальных фильмов Энна Сяде как режиссера. Этот фильм был посвящен звукорежиссеру Эстонского Радио Хейно Педуссаару, с которым его связывали долгие годы дружбы и сотрудничества. Однако творческий путь самого Сяде можно по праву обозначить именно названием киноленты. На счету Энна Сяде как режиссера 22 документальных фильма. В качестве звукорежиссера он работал на 27 художественных и примерно 80 документальных фильмах.
Больше тридцати лет выпускник знаменитого ЛИКИ (Ленинградского института киноинженеров) Энн Сяде проработал на киностудии «Таллиннфильм» (с тех времен и наше как бы мимолетное знакомство), но тесно был связан и с Эстонским Радио, где мы встречались уже чаще и беседовали на чисто профессиональные темы. Его можно назвать истинным фанатом звукозаписи – скрупулезный до мелочей, которых, по его мнению, в профессии быть не должно, и весьма требовательный к самому себе. Между тем, именно о себе разговорить его довольно сложно. Энн с особыми чувствами вспоминает режиссеров, с которыми довелось работать – это Леннарт Мери и Марк Соосаар, Калью Комиссаров и Яан Тооминг, Кальо Кийск и Харди Вольмер, Пеэтер Симм и Лейда Лайус… Список длинный и внушительный.
«В средней школе я был просто сумасшедший оптимист по радиолюбительству, - говорит Сяде. - В шестом классе стал строить радиоприемники, а ведь тогда в магазинах было практически не достать ни одной радиодетали, но мы с друзьями раздобыли где-то старый магнитофон, разобрали по частям и каким-то образом соорудили даже радиорубку. Благодаря школьному радиокружку дальнейший путь привел меня в Ленинградский институт киноинженеров, а потом уже на «Таллиннфильм». Оборудование на киностудии было весьма устаревшим, почти допотопным. А я, молодой инженер, побывавший на практике на «Ленфильме» и «Мосфильме», должен был найти какие-то способы обновить технику. Так дорога привела на Эстонское радио, где удавалось позаимствовать более современные устройства».
Энн Сяде вспоминает своего школьного товарища и коллегу – звукорежиссера Эстонского Радио Ханнеса Валдма. Именно благодаря ему он знакомился с новой звукотехникой, получил доступ к радиоархивам. На «Таллиннфильме» еще в 1990-х были только монозаписи, не было стереомагнитофона, а именно такой звук был крайне необходим звукорежиссеру Энну Сяде для художественного фильма Пеэтера Симма «Американские горки». И он получил заветное оборудование именно от Ханнеса Валдма. 
Энн вспоминает первую работу с Леннартом Мери над фильмом «Ветры Млечного пути» в 1977 году. Совместная с Финляндией и Венгрией кинолента посвящена финно-угорским народам. Она была запрещена тогда в Советском Союзе, а на Нью-Йоркском кинофестивале получила серебряную медаль. На телевидении в Финляндии, вспоминает Энн Сяде, техники с гордостью знакомили с новым оборудованием – стереомагнитофоны, стереопульты. «Смотрел и слушал, как завороженный, от доброй зависти просто ноги дрожали – нам бы такое. Я сделал вид, что и так все знаю, и спросил как бы мимоходом – а как у вас с квадрофонией? Слышал это слово от Ханнеса Валдма, но толком не знал, что это за зверь такой. Финны удивились, что у эстонцев оказывается есть квадрофония, что тут скажешь, и успокоились. Неудобно было конечно и как-то некрасиво». 
Заимствованный у Эстонского радио стереомагнитофон «Nagra» был легоньким по тем временам – около шести килограммов. На «Таллиннфильме» кинокамера «Конвас» вместе с аккумуляторами весила около 14 килограммов. «У нас все кинооператоры были как борцы-тяжеловесы, но ко всему привыкшие. А еще была синхронная камера «Дружба», и она весила уже под 90 кг».
Со словом «дружба» у Энна связана и кинокамера и плащ «Китайская дружба». Это были времена большой советско-китайской дружбы, встреч Никиты Хрущева с Мао Цзэдуном. «В Ленинграде я жил в общежитии вместе с двумя китайцами. Одного из них звали Вэн, поэтому по имени нас порой путали. Кого к телефону – то ли Энн, то ли Вэн. Если звали к телефону его, а подходил я, то приходилось объясняться, позже даже выучил одну фразу по-китайски, которая звучала примерно, как «извините, сегодня Вэна здесь нет». Я прожил очень хорошие годы в Ленинграде, куда приехал в 1956 году. Прошел 20-й съезд компартии, Никита Хрущев, осуждение культа личности, первая волна новой советской кинематографии – «Летят журавли», «Девять дней одного года»… Все премьеры видел на Невском проспекте. Сейчас жалею, что не много успел тогда увидеть и ощутить, но ведь совсем был молодой. Когда писал диплом в 1961-м мне было 22 года. Помню какое бурное ликование было в городе, когда взлетел Юрий Гагарин». 
Звук десятилетия назад и сейчас Энн Сяде называет «двумя мирами». А у него, к тому же, и свой мир с достаточно предвзятым отношением к нынешнему звуку, дикторам, ведущим, актерам. «Может я в силу возраста недоволен порой дикцией и коррекцией звука в кино и на радио? Или теперь иные требования и новые критерии появились в 21 веке?»
В феврале 2021 года правительство Эстонии удостоило Энна Сяде государственной премии за дело всей жизни в области культуры. Известный кинорежиссер Пеэтер Симм сказал, что кредо Сяде было всегда «хороший звук любой ценой» и это слышно во всех его фильмах. Кстати, слово «сяде» переводится как «искра», и он вносит ее в каждую свою работу.

Ольга ЮТТ
Инфопресс №10 (2021 г.)

Возврат к списку



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс