Поговорим о школьном театре

Поговорим о школьном театре

Школьный театральный фестиваль – задумка необычная и непростая. Собрать ребят из всех классов, репетировать на переменах и после уроков, организовать все так, чтобы работа получилась интересной и стоящей – все это требует больших сил. Но Татьяна Кундозерова отлично справляется со своими обязанностями художественного руководителя и режиссера. В Ярвеской русской гимназии уже пятый год работает театр словесного действия «Дебют» и второй сезон подряд готовится театральный фестиваль, который проводится в стенах Культурного центра в конце ноября.

Насколько нужен театр школьникам? С какими трудностями приходится сталкиваться при его организации? Как помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал? Об этом – наш сегодняшний разговор с Татьяной, организатором по интересам ЯРГ и руководителем школьного театра.

- Идею организовать школьный фестиваль подсказал нынешний выпускник гимназии Никита Куравкин. И реализовалась она в прошлом году замечательным театральным днем «Живем по Чехову». Грядущий фестиваль будет посвящен миру подростка. Насколько сложно организовать ребят, чтобы они приняли участие в фестивале на сей раз?

- В этом году я поступила достаточно эгоистично. Я объявила новый набор в театр, потому что от старого состава остался один участник. Записался «в кружок» 21 человек с 7 по 12 классы. Вот они-то и будут участвовать в фестивале. Именно поэтому в этом году подготовка к фестивалю получилась более серьезной: с начала учебного года мы провели одиннадцать актерских тренингов, где ребята постигают азы театрального искусства. За четыре года я приняла участие в нескольких семинарах и тренингах для руководителей школьных театральных коллективов, подкопила опыт, и теперь работу построила иначе.

- На данный момент в «Дебюте» двадцать три человека. В чем трудность работы школьного театра?

- Записалось бы больше, но я нажала стоп-кран. Ведь каждому хочется получить роль, иначе какой смысл? Два ребенка остались без ролей, и у меня в связи с этим появилось чувство вины. Где взять роли? Первая проблема – репертуар, вторая – отсутствие денег на реквизит, декорации, костюмы, поэтому приходится искать компромисс, например, ставить спектакли на современные темы.

- В современной литературе есть что ставить? Как вы находите материал?

- Я благодарна за помощь в подборе материала учителю литературы Таисии Модиной, библиотекарю Татьяне Агафоновой и интернету. За лето я прочла массу литературы (и хорошей, и плохой), но открыла всё-таки для себя несколько интересных авторов. К примеру, шведского писателя Ульфа Старка. Конечно, его нужно читать в подростковом возрасте. Мы ставим отрывок из его книги, рассчитывая на то, что он заинтересует и появится желание прочитать книгу целиком. «Чудаки и зануды» - интересная вещь. Девочку, предпочитающую стиль «унисекс», в школе принимают за мальчика. И она решает ради интереса побыть в этой роли некоторое время. Открывая новый для себя мир мужского коллектива, она ведет в него и читателей. Кстати, у этого же автора есть замечательный рассказ «Умеешь ли ты свистеть?». Инсценировать его не удалось, а вот почитать рекомендую. Из книги Анны Гавальды «35 кило надежды» будет монолог подростка, по книге Айди Валлик «Как поживаешь, Энн?» репетируем моноспектакль. Ксения Драгунская будет представлена «Рыжей пьесой». Я отважилась на постановку эмоционально сложного отрывка из пьесы, который, думаю, не оставит равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Помимо современных постановок, на фестивале зрители увидят и классику - отрывки из «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, «Полианны» Элинор Поттер, «Над пропастью во ржи» Селинджера и др.

- На фестивале выступят не только ученики, но и учителя?

- И даже одна мама! Шесть учителей, один родитель и двадцать один ученик. Десять мини-постановок в течение двух часов. Кстати, серьезные вещи мы «разбавили» веселыми, чтобы облегчить зрителю восприятие происходящего на сцене.

- Татьяна, почему вы этим занимаетесь? Что дает школьникам театр?

- Расскажу один случай. Есть у меня парень – звукорежиссер в театре (незаметная для зрителей, но необходимая работа). Когда в этом году я ему намекнула, что эти работы могут помочь ему в сочинении, он ответил, что понял это уже два года назад, ведь пока репетируешь, запоминаешь тексты.

Сами ребята часто используют свои впечатления от спектаклей в сочинениях. Кроме того, театр заставляет задуматься о каких-то глубинных вещах, ведь, если вы заметили, я редко ставлю какие-то простенькие, юмористические вещи. «Нежный возраст», «Дорогая Елена Сергеевна», «Ночь после выпуска» предполагали внутреннюю работу и актеров, и зрителей. Надеюсь, так будет и в этот раз.

- А культура «хождения в театр» у ваших ребят есть? Вы смотрите привозные или фестивальные спектакли?

- Фестивальные работы смотрим обязательно! Но, к сожалению, мы можем позволить себе только те спектакли, которые идут в день нашего выступления на фестивале, потому что школа есть школа – ребятам нужно учиться в будние дни. Здесь хочу поблагодарить наше руководство и учителей, которые всегда с пониманием относятся к тому, что мы делаем. Ведь роль школы не только обучать, но и воспитывать.

Конечно, я рекомендую ребятам посещать все профессиональные спектакли. Но к нам привозят, в основном, легкие, развлекательные вещи. А так, чтобы идти после спектакля и размышлять о поступках героев... в общем, с «движением души» - напряг.

- В каждом ребенке есть актерский талант и ему нужно только помочь раскрыться, или это зависит от личных способностей?

- Есть три категории самодеятельных артистов. Первая – одаренные дети. Им нужно только объяснить задачу героя, дальше они сами отлично справляются. Есть те, кого можно назвать «хорошими пародистами», то есть им объяснения недостаточно, режиссер должен показать, как сыграть тот или иной характер, да и подольше надо «покопаться» в образе. И тогда, переварив информацию, эти актеры тоже хорошо справляются с поставленной задачей. И, к сожалению, есть категория ребят, с которыми работать сложнее в силу того, что актерских способностей у них нет. Поэтому я бы не утверждала, что в каждом можно этот талант развить. Нет, таланты даются свыше, и всем – разные. Кто-то – способный в творчестве, кто-то – в технических дисциплинах. Это тоже талант, а как иначе?

- Кто может прийти на фестиваль, кроме учащихся Ярвеской русской гимназии и учителей?

- Конечно же, родители и выпускники гимназии. Каждый год я приглашаю городское руководство, организаторов по интересам и руководителей школьных театров с подопечными.

Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ

Инфопресс № 47


Возврат к списку



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс