Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



Под сению кулис…

«Волшебный край!» – так называл театр Пушкин, и эти пушкинские слова дали название очередной выставке Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) «Волшебный мир театра» (произведения Пушкина на театральной сцене), которая в эти дни экспонируется в силламяэской Центральной библиотеке (Калда, 12).

Всероссийский музей А.С.Пушкина хранит не только реликвии, связанные с жизнью и творчеством поэта и его окружения, но и художественные интерпретации его произведений, созданные на протяжении почти двух веков. Музей обладает уникальным собранием оригинальных графических работ – эскизов декораций и костюмов к театральным спектаклям. На выставке представлены наиболее яркие произведения художников из собрания музея (всего 29 художественных работ). Это копии эскизов декораций и костюмов к разным спектаклям, поставленным по пушкинским произведениям на русской и зарубежной сцене в период с ХIХ по ХХ вв.

«Там, там под сению кулис, младые дни мои неслись!» – восклицал когда-то Александр Сергеевич. «Под сень кулис» приглашает посетителей и экспозиция в конференц-зале библиотеки.

Вот открывается занавес театра им. Комиссаржевской, и перед нами сцена «Пушкин в Михайловском», воссозданная художником М. Григорьевым. А декорация «Усадьба Лариных» И. Иванова уводит нас из Мариинского театра к знаменитой скамье Онегина в Тригорском.

Внимательный и чуткий зритель выставки неизбежно погружается в собственные театральные и музыкальные воспоминания, обращается к своему художественному опыту. Рассматривая декорации к «Борису Годунову» и «Русалке», словно слышится могучий голос Шаляпина, блестяще исполнявшего партии царя Бориса и Мельника. Глядя на изящную работу В. Гартмана «Полет Черномора», вспоминаются мелодии Глинки. Декорации И. Билибина возвращают в детство: многие из нас открывали для себя пушкинские сказки через его иллюстрации.

Особенно интересно сопоставлять декорации к одному спектаклю, созданные разными художниками. Такова, например, экспозиция, посвященная «Пиковой даме». Тут и точное соответствие действительности – вид Зимней канавки (Ф. Федоровский), и яркий полет фантазии – «У дома графини» (В. Шухаев), и акварельное полотно – «Летний сад» (А. Бенуа).

Каждая работа, представленная на выставке, имеет собственную интересную историю. Например, декорация К. Юона «Избрание на царство» напоминает о том, что премьерой оперы Мусоргского «Борис Годунов» с Ф.Шаляпиным в заглавной роли в мае 1908 года были открыты «Русские театральные сезоны» в Париже. А одна из самых далеких от нас по времени декораций – работа знаменитого театрального художника М.Шишкова «Сцена у фонтана» – стала первой в истории постановкой пушкинской драмы. Артисты Александринского театра сыграли спектакль в 1870 году. Через десять лет он был перенесен в московский Малый театр, где роль Марины Мнишек исполнила знаменитая М. Ермолова.

Зрителем, а может быть, и участником спектаклей можно представить себя, рассматривая костюмы пушкинских персонажей. Здесь и сказочные герои (Шемаханская царица и Звездочет) такие, какими их увидел И. Билибин, и наброски костюмов Андрея и Кочубея (М. Врубель) к опере «Мазепа», и тщательно, в деталях прорисованные, костюмы персонажей постановок «Цыганы» (А. Тышлер) и «Каменный гость» (В. Басов).

Каждый из художников, чьи работы демонстрируются на выставке, по-своему пытался проникнуть в замысел Пушкина, привнося в него при этом свое, авторское ощущение от погружения в пушкинский текст. Именно поэтому выставка «Волшебный мир театра» помогает нам, зрителям, по-новому взглянуть на творчество великого поэта.

Экспозиция в силламяэской библиотеке будет открыта еще более двух недель, до 30 июля.

Екатерина ДОБРОВОЛЬСКАЯ,

старший научный сотрудник Всероссийского музея А.С. Пушкина

Инфопресс №28


Возврат к списку