Альфред Рыуде. Миссия коллекционера

Альфред Рыуде. Миссия коллекционера

Альфред Рыуде. Миссия коллекционера

В музее частных коллекций Миккеля в таллиннском Кадриорге последние дни работает выставка, посвященная известному эстонскому коллекционеру Альфреду Рыуде. Не будь его, судьба многих работ эстонских художников, чьи произведения он собирал, оказалась бы, скорее всего, печальной.

На своих экскурсиях по выставке, которые проходят и на русском языке, директор Кадриоргского музея Александра Мурре рассказывает о личности Альфреда Рыуде и его богатой коллекции, которая после смерти коллекционера перешла государству. На одной из таких экскурсий побывал журналист издательства «Инфоринг». 
По словам Мурре, собрание Рыуде начиналось с книг. Несколько десятков их, самые старые из которых датируются 16 веком, также представлены в экспозиции музея. Из всех выделяется толстая библия - семейная реликвия семьи Вейтманнов: именно под такой фамилией родился в 1896 году будущий собиратель и жил с ней до 40 лет. А в конце 30-х, на волне компании по эстонизации иностранных имен, поменял ее на Рыуде.
Несмотря на простое происхождение (родители были крестьяне), в семье читали и сам Альфред получил гимназическое образование. В молодости он перепробовал разные профессии. Хорошо владея словом, работал и журналистом - в тартуской «Постимеес» - и даже составил учебное пособие по литературе, которое на протяжении ряда лет использовалось в таллиннских гимназических классах. Поступил, было, в Тартуский университет, но так и не закончил обучение.

Начало коллекции
«Коллекция Альфреда Рыуде, - рассказала Мурре, - стала формироваться в 20-е годы. Вначале он собирал все, что попадало ему в руки, но скоро определил, что будет собирать только эстонское искусство. Нехватку финансовых средств Рыуде восполнял необыкновенным азартом в поисках предметов для своей коллекции. Женившись, он вошел в круг знакомых своей жены - зажиточных буржуа, дружба с которыми помогла ему в приобретении новых произведений».
Известно, что в судьбе музыканта значительную роль играет продюсер, похожую миссию в жизни художника выполняет коллекционер. В этом смысле показательны отношения между замечательным эстонским графиком Эдуардом Вийральтом и Альфредом Рыуде.
Мурре рассказала, что отдавая предпочтение, в первую очередь, линии, а не цвету, Рыуде особенно ценил графику. В момент, когда он обратил внимание на Вийральта, того не было в Эстонии - художник находился за границей: сначала совершенствовался в Дрездене, потом, получив стипендию, в 1925 году отправился в Париж.
Перед отъездом никому еще не известный Вийральт издал в Эстонии папку своих гравюр, и первым, кто обратил на них внимание, стал именно Альфред Рыуде. Зайдя однажды в художественную лавку, он внял жалобам хозяина и взглянул на офорты, которые тот никак не мог продать - это были офорты Вийральта. Единственными их покупателями были продавцы с соседнего рынка, заворачивающие в них рыбу. «Бумага-то хорошая», - заметил хозяин лавки, видевший в офортах единственное достоинство.
Рыуде, угадав в работах недюжинный талант их автора, купил оставшиеся офорты и отправился на поиски дома, в котором до своего отъезда за границу снимал жилье Вийральт. Он приобрел у его хозяев все, оставшееся от художника: рисунки, гравюры, пробные оттиски. Этим и будет в дальнейшем отличаться подход Альфреда Рыуде к формированию коллекции: его будут интересовать все этапы создания художественного произведения - от формирования замысла до законченного варианта.
«Азарт охотника не покидал его, - заметила Мурре. - Рыуде не просто приобретал то, что предлагали торговцы, он буквально «преследовал» художников. Зная, что летом они рисуют на пленэре, Рыуде выезжал в нужное место и обшаривал сараи и чердаки домов, в которых художники жили и работали. Он подбирал все, от чего они отказывались и выбрасывали».

Продолжение истории с Вийральтом
После приобретения первых офортов Эдуарда Вийральта тридцатилетний коллекционер находит в Эстонии мать художника и помогает ей деньгами (это при том, что лично с Вийральтом он еще не был знаком). Рыуде пишет художнику письмо в Париж и поддерживает его, находя заказчиков для его работ. Так появился портрет Константина Пятса, написанный Вийральтом с подачи Рыуде, за который автор получил приличные деньги.
Рыуде устраивает выставки работ Вийральта в Тарту и Таллинне, везет их в Хельсинки. Договаривается с заинтересованными людьми о дополнительных тиражах гравюр Вийральта, и наконец, уже в 30-х годах, сам едет к художнику в Париж.
«Там он, - продолжила Мурре, - буквально подбирал все за Вийральтом, рука которого никогда не выпускала карандаш. Это и ресторанное меню, на котором художник успел что-то набросать, и спичечные коробки, разрисованные художником. В коллекции Рыуде их великое множество, некоторые можно увидеть на выставке. А когда умер отец Рыуде, коллекционер продал отцовский хутор и на вырученные деньги отправил Вийральта на полгода в Марокко. Вот откуда среди работ художника африканские сюжеты».
В конце 30-х годов вернувшегося в Таллинн Вийральта Рыуде селит в том же доме и подъезде, где живет сам. И опять же, приобретает не только готовые работы художника, среди которых графика и скульптуры, но и собирает все, относящееся к деталям его художественного процесса - подготовительные рисунки, оттиски гравюр, отвергнутые художником.
Как рассказала Александра Мурре, вместе с коллекцией Альфреда Рыуде в музей попала и его картотека, в которой зафиксирована каждая приобретенная им вещь. Все графические работы в его коллекции пронумерованы, оформлены в паспарту, указано также, у кого, когда и за какие деньги они куплены. К чести Рыуде надо сказать, что цену за картину, если он приобретал ее непосредственно у художников, он давал хорошую, зная, что те всегда нуждались в деньгах.
«Если говорить о числе работ Вийральта в собрании Рыуде, - сказала Мурре, - то их около трех тысяч. Какое-то количество его произведений Художественному музею Эстонии передал Эстонский дом в Стокгольме, городе, в котором Вийральт оказался в конце войны. Но половина всего Вийральта, что мы имеем, из собрания Рыуде. Причем, в нем много такого, что нигде больше не дублируется».

Принадлежность картины собранию Рыуде означала высокий знак ее качества
Если для Рыуде Вийральт был гением, которому он служил, то с Андрусом Йохани, чьих работ в коллекции Рыуде тоже немало, он дружил. В отличие от Вийральта, тяготевшего к экспрессионизму и сюрреализму, Йохани была близка тема простых людей. Рыуде, будучи участником этнографических экспедиций Эстонского национального музея, с собой в поездки брал и Йохани, писавшего эстонские пейзажи. Все зарисовки художника коллекционер сохранял. Андрус Йохани отличался левыми взглядами и в 40-ом году приветствовал вхождение Эстонии в состав СССР. Стал организатором Союза художников республики, но трагически погиб в начале войны.
Вообще, для Рыуде существовала десятка эстонских художников, у которых он покупал все. Были 30 других, нравившихся ему, чьи произведения также непременно должны были быть представлены в его коллекции. К творчеству остальных он относился равнодушно, но для общего обзора одну-две их работы так или иначе приобретал. Рыуде был необычайно чуток в искусстве, имел острый глаз и умел выбрать лучшее из написанного художником. Молодой автор, если его работа попадала к Рыуде, мог быть уверен в том, что в своем творчестве идет по правильному пути.
Всего в фонды Художественного музея Эстонии поступило более 12 тысяч работ из коллекции Альфреда Рыуде. Это произведения Андруса Йохани, Оскара Хоффмана, Александра Варди, Адо Ваббе, Пауля Бурмана, Конрада Мяги, Яана Грюнберга, Кристьяна Рауда и его брата Пауля, Яана Коорта. Некоторые из них демонстрируются на выставке в музее Миккеля в Кадриорге. 

Новые времена
С приходом советской власти Альфред Рыуде, человек достаточно состоятельный, имеющий большую коллекцию изобразительного искусства, ничего не потерял. Пережив войну, он после нее устроился в Госкомиздат, отдел сбыта книг на русском языке. Одновременно организовал пункт продажи антикварных книг.
«По службе, - продолжила Мурре, - Рыуде ездил в Ленинград и Москву, где отбирал книги для эстонского рынка, одновременно знакомился с художниками-иллюстраторами, у которых постоянно что-то покупал. Когда наш музей устраивал выставку рисунков русских художников, две трети их взяли из коллекции Рыуде. Кое-что из старых мастеров можно увидеть и на нынешней выставке».
Мурре добавила, что еще Альфред Рыуде, имея большую коллекцию книг, коллекционировал экслибрисы, которые заказывал для себя у многих эстонских художников. Из авторов последних приобретений в музее Миккеля представлены Эвальд Окас и Рихард Кальо. Собирал Рыуде и экслибрисы других владельцев книг. 
Отметила Александра Мурре и такой факт из биографии Рыуде, как уголовное дело, заведенное на коллекционера, обвиненного в финансовых махинациях. Случилось это в начале 50-ых годов, то есть еще в сталинское время, во время работы Рыуде в Госкомиздате. Что удивительно, процесс он выиграл и его оправдали. Более того, ему еще выплатили компенсацию, как несправедливо обвиненному. Правда, работу в Госкомиздате пришлось оставить. После этого, как говорил сам Рыуде, он «работал на производстве» - на ювелирном заводе проверял качество изготавливаемых изделий.
В своей трехкомнатной квартире в центре Таллинна Рыуде с женой ютились в одной комнате, остальные две занимало его собрание произведений искусства. Неизвестно, какое будущее он готовил для своей коллекции, но в 1968 году Альфред Рыуде скончался, и 10 лет после этого коллекция оставалась на попечении его жены, после смерти которой из-за отсутствия наследников перешла государству.
Несмотря на то, что более двух десятков работ из собрания Рыуде находятся в постоянной экспозиции Художественного музея Эстонии, имя легендарного коллекционера большинству зрителей практически незнакомо. Восполнить этот пробел помогает нынешняя выставка в музее Миккеля в Кадриорге.

Александр АЙСБЕРГ 
На фото:
Коллекционер Альфред Рыуд в своей квартире 
Инфопресс №09 (2020 г.)

Возврат к списку



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс